Из виноградного сока выделили новые антидепрессанты

Американские ученые предложили комбинацию препаратов на основе виноградного сока, которая лечит депрессивные состояния, улучшая синаптическую активность мозга.

Депрессия — одно из наиболее распространенных расстройств нервной системы, которое сопровождается снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее) и в некоторых случаях — двигательной заторможенностью. Сейчас нейробиологические причины этого заболевания до конца не понятны.

Действие современных антидепрессантов направлено в основном на регуляцию нейромедиаторов — серотонина, дофамина и некоторых других. Например, популярный препарат флуоксетин действует как ингибитор обратного захвата серотонина. Устойчивой ремиссии достигает только 50% всех пациентов, при этом большинство антидепрессантов имеют ряд неприятных побочных действий, поэтому важен поиск новых препаратов.

Некоторые специалисты полагают, что депрессия может быть связана с воспалением периферической иммунной системы человека, которое в свою очередь приводит к снижению синаптической пластичности.

Нейробиологи из Нью-Йорка обнаружили два вещества — дигидрокофейная килоту (DHCA) и мальвидин-3′-O-глюкозид (Mal-gluc). Первое действует на работу периферической нервной системы, а второе непосредственно влияет на экспрессию генов, ответственных за синаптическую пластичность. Оба этих вещества содержатся в виноградном соке и могут быть достаточно легко из него выделены.

Эксперименты на мышах показали, что комбинация DHCA и Mal-gluc заметно снижает склонность животных к депрессии. В текущем исследовании мышей подвергали различным типам стресса, а потом помещали в новую клетку вместе с другой мышью и проверяли, будет ли животное общаться с чужаком или предпочтет спрятаться в укрытие. Мыши, которым давали препарат из сока и косточек винограда, содержащий DHCA и Mal-gluc, оказались значительно более стрессоустойчивыми: почти 75% из них смело исследовали новое пространство и знакомились с соседом по клетке, в то время как в контрольной группе больше половины мышей предпочитали скрываться в убежище.

Авторы не отметили никаких побочных действий препарата и считают, что разработанная ими комбинация полностью готова к клиническим испытаниям на людях.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Ранее ученые предложили лечить депрессию, воздействуя на хабенулу — область в эпиталамической области головного мозга.

Губящая мозг болезнь рождает лекарство от рака

Молекулярные генетики и онкологи из Северо-западного университета Чикаго вскрыли механизм наследственного заболевания нервной системы и обнаружили молекулу, токсичную для раковых клеток.

Нейродегенеративные заболевания разрушают нервную систему, за что и получили свое название. Одна из них — болезнь Гентингтона — возникает из-за многократного повторения в гене хантингтин последовательности из трех нуклеотидов — цитозина (Ц), аденина (А) и гуанина (Г) — триплета ЦАГ. Чем длиннее цепочка из таких триплетов, тем быстрее разрушаются нервные клетки, а значит, раньше проявляются симптомы болезни — нарушение психических функций и появление неконтролируемых движений, и тяжелее ее течение.

ДНК — это «рецепт» построения белка с помощью молекул РНК. РНК считывает код с ДНК, а затем на его основе собирает белок из аминокислот. Однако сами РНК могут блокировать производство белка на промежуточной стадии: после считывания с ДНК кода гена и до сборки аминокислот в белковую нить. Ранее было показано, что именно поэтому короткие цепочки РНК, состоящие из повторов ЦАГ при синдроме Гентингтона и повторов ЦУГ (У — это урацил) в случае синдрома мышечной гипотонии, токсичны для клеток.

В то же самое время у пациентов, страдающих этими синдромами, была отмечена необычно низкая подверженность онкологическим заболеваниям. Исследователи решили проверить, не являются ли повторы триплетов в ДНК, а также порождаемые ими короткие РНК причиной устойчивости пациентов к раку.

Для эксперимента ученые сконструировали димер — молекулу из двух цепочек РНК, причем одна из них содержала повторы ЦАГ, а вторая — ЦУГ, то есть именно те триплеты, которые вызывали нейродегенеративные нарушения. Когда ученые вводили этот димер в различные линии раковых клеток мышей и человека, то через несколько часов останавливался их рост, а позднее большинство клеток умирало. Исследователи сравнили токсичность малых РНК, несущих повторы ЦАГ/ЦУГ, с влиянием на раковые клетки тринуклеотидных повторов, вызывающих другие заболевания, а также со смертоносным эффектом триплетов, сконструированных искусственно. [ ... ]

Низкие дозы алкоголя помогают мозгу очищаться

Американские нейробиологи выяснили, что низкие дозы этилового спирта благоприятно действуют на работу глимфатической системы, очищающей мозг от побочных продуктов метаболизма.

Длительное и чрезмерное потребление алкогольных напитков вызывает серьезные нарушения в работе организма. Особенно уязвимы перед действием алкоголя нервная система и головной мозг. Исследования показали, что хроническое злоупотребление спиртным приводит к когнитивным нарушениям, дисбалансу нейромедиаторов, общей атрофии мозга и деменции. Зафиксировано, что у пьющих людей объем мозгового вещества может уменьшаться на 10%. Вместе с этим имеются также данные и о положительном влиянии небольших дох алкоголя на здоровье.

Американские ученые проверили на лабораторных животных, как различные дозы алкоголя влияют на работу очистительной системы мозга — глимфатической. Эта система была открыта ими же сравнительно недавно, в 2012 году. Ее основная функция заключается в удалении побочных продуктов метаболизма клеток головного мозга. Ключевую роль в глимфатической системе играет спинномозговая жидкость, которая поступает в мозг и вымывает из него отходы — бета-амилоиды и тау-белки, накопление которых внутри нейронов признано фактором развития нейродегенеративных патологий, таких как болезнь Альцгеймера. Известно, что глимфатическая система снижает свою функцию после травм и инсультов и активизируется во сне и при занятиях спортом.

Подопытным мышам давали низкие, средние и высокие дозы алкоголя. Самая низкая доза соответствовала в пересчете на человека 2,5 стандартного напитка в день (1 напиток в США — 120 миллилитров сухого вина или 40 грамм водки), а самая высокая — в четыре раза больше. Высокие и средние дозы алкоголя достоверно вызывали повышение воспалительных процессов в мозге мышей. Ученые наблюдали высокие уровни молекулярных маркеров воспаления — цитокинов — в клетках-астроцитах, которые играют ключевую роль в глимфатической системе. Из-за этого ее функция ухудшалась. Отмечалось также нарушение когнитивных способностей и моторных навыков животных.

Но, как оказалось, грызуны, получавшие низкие дозы алкоголя, напротив, показали снижение маркеров воспаления в головном мозге. Их глифматическая система работала более эффективно по удалению отходов даже по сравнению с контрольной группой, где были мыши, не получавшие алкоголя совсем. [ ... ]

Нейробиологи: один час видеоигр повышает концентрацию внимания

По крайней мере, это работает для студентов-юношей, если они играют в League of Legends.

Исследователи из Университета электроники и технологий КНР (г. Ченду) показали, что один час, проведенный за видеоигрой, улучшает способность отслеживать глазами цель и игнорировать все остальные стимулы — произвольное зрительное внимание. Научная статья о пользе видеоигр опубликована в журнале Frontiers in Human Neuroscience.

В экспериментах приняли участие 29 добровольцев. Все они были студентами мужского пола. Их разделили на две группы: в одной были те, кто был знаком с популярной многопользовательской компьютерной игрой League of Legends более двух лет и входили в семь процентов лучших пользователей этой игры, а в другую попали менее опытные игроки — со стажем полгода и менее, чьи очки были пока настолько малы, что они не выходили за пределы 11 последних процентов общего рейтинга.

Способность испытуемых концентрировать внимание на одной визуальной цели тестировали непосредственно перед часовой игрой и сразу после нее. Проверку вели с помощью разноцветных квадратов, периодически появлявшихся в разных точках экрана. Сначала квадрат возникал точно в центре монитора. После он исчезал, и на короткое время в другом месте появлялся аналогичный объект. Задачей испытуемых было как можно быстрее сообщить экспериментаторам, где располагался второй квадрат относительно первого.

Во время тестирования зрительного внимания у студентов снимали электроэнцефалограмму (ЭЭГ), то есть оценивали электрическую активность их мозга. Ученых интересовали главным образом потенциалы, связанные с событиями, — изменения в ЭЭГ, возникающие после определенного события во внешней среде, которое требовало включения произвольного внимания и зрительного поиска. В случае данного исследования это было появление квадратов на мониторе. [ ... ]