Текст уведомления здесь
Начало испытания системы аварийного спасения космического корабля «Орион» NASANASA

NASA успешно испытало систему спасения космического корабля «Орион»

Спуск с 9,5 километра закончился благополучно

Специалисты NASA успешно испытали систему аварийного спасения космического корабля «Орион». Стартовав на испытательной ступени, он поднялся на высоту в 9,5 километра, и затем специальные ракетные двигатели отделили корабль от ступени и отвели его в сторону. Американцы планируют использовать «Орион» для полетов на Луну и Марс.
Добавить в закладки
Комментарии

«Орион» начали разрабатывать в рамках большой программы Constellation («Созвездие»), согласно которой астронавты должны были высадиться на Луне уже в 2010-х годах. Позже программу свернули, но корабль решили доделать до конца. Если планы NASA в очередной раз не поменяются, «Орион» будет играть ключевую роль в снабжении будущей станции на орбите вокруг Луны. 

К пилотируемым кораблям, в отличие от грузовых (таких, как российский «Прогресс» или новый Dragon от SpaceX), предъявляются более жесткие требования. Так, у любого корабля с экипажем должна быть система аварийного спасения, чтобы в любой момент полета у экипажа была возможность благополучно вернуться на Землю. Разработчики шаттлов проигнорировали это требование, и практика полетов показала всю порочность такого решения: из 135 полетов два закончились катастрофой с гибелью всего экипажа. Одну из этих трагедий (гибель «Колумбии» в 2003 году), правда, предотвратить без эвакуации с орбиты другим кораблем не получилось бы вовсе, но разрушение «Челленджера» после взрыва топливного бака произошло как раз на той стадии полета, на которой другие корабли могли бы уйти в сторону. 

Читайте также: Долгострои космического назначения. Почему космические проекты постоянно задерживаются и опаздывают

Испытание системы аварийного спасения (САС) началось сегодня в 14:00 по московскому времени. Сама система представляет собой небольшую «башенку» с ракетными двигателями поверх капсулы с «Орионом». При аварии эти двигатели включаются и вся конструкция вместе с кораблем и экипажем внутри отлетает в сторону. Далее надстройка с двигателями отваливается, а «Орион» выпускает парашюты и опускается на землю. Подобное решение уже прекрасно зарекомендовало себя на советских и российских «Союзах»: там САС срабатывала за всю историю семь раз, причем трижды во время пилотируемых запусков (в 1975-м, 1983-м и 2018 годах).

Испытания показали, что разработанная для «Ориона» система отработала штатно. Специалисты NASA не стали запускать всю ракету-носитель (это и дорого, и сама ракета пока не готова), а ограничились связкой из «Ориона», САС и испытательной ступени, которая предварительно подняла корабль на высоту в 9,5 километра. Там сработала аварийная система, которую уже проверяли ранее — еще в 2010 году, когда во время работ над «Орионом» в программе «Созвездие» инженеры испытали САС в упрощенном варианте, при пуске с поверхности.

Это не единственный возможный вариант системы аварийного спасения. На корабле компании SpaceX Dragon Crew будут использоваться встроенные двигатели как для отделения от аварийной ракеты, так и для безопасной посадки. Однако если первые испытания фирменного решения SpaceX прошли успешно, то при последнем тесте что-то пошло не так и произошел взрыв, серьезно повредивший корабль на испытательном стенде.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы