Искусственный интеллект обучили диагностировать генетические заболевания по фото

И оказалось, что он может делать это даже лучше, чем врачи

Для многих генетически обусловленных заболеваний существуют специфические особенности черт лица, которые медики используют в диагностике. Это своеобразная база данных, которую может использовать не только человек, но и машина.

Для многих генетически обусловленных заболеваний существуют специфические особенности черт лица, которые медики используют в диагностике. Команда ученых из Германии, Израиля и США успешно обучила этому способу определения возможных заболеваний искусственный интеллект, после чего по эффективности такой диагностики компьютер неожиданно опередил в экспериментах клинических экспертов.

Ученые использовали для обучения ИИ базу данных из 17 тысяч фотографий лиц пациентов с уже установленными диагнозами (более 200 разных синдромов), собранную медиками. Далее алгоритм, получивший название DeepGestalt, работал с несколькими десятками новых изображений и для каждого из них выдал ранжированный список возможных генетических синдромов пациента. Программа использует технологии компьютерного зрения и глубокого обучения.

В 90% случаев верный синдром оказался среди десяти наиболее вероятных, названных программой. Успешность той же работы клинических экспертов оказалась ниже, как показали три дополнительных эксперимента, где люди соревновались с машинами. В двух из них медикам и DeepGestalt нужно было отобрать из всех представленных только людей с определенным синдромом, а в третьем — различить между собой несколько подтипов одного синдрома.

Авторы работы полагают, что ИИ, хоть и не должен полностью подменять собой врача, может стать хорошим помощником при определении приоритетов диагностики в клинической практике, особенно когда речь идет о редких генетических синдромах. Предупреждают ученые и о возможных рисках технологии: поскольку фотографии лиц, в отличие от генетических данных, легко доступны, технология их анализа, оказавшись в широком доступе, может стать инструментом дискриминации в различных ситуациях.

Стартап из ИТМО создал умный стетоскоп для всех

Машинное обучение поможет обычным людям следить за здоровьем легких.

Стартап Laeneco из Университета ИТМО создал умный стетоскоп с функцией диагностики дыхания. С помощью него и специального приложения для смартфона, использующего встроенные алгоритмы машинного обучения, можно обнаружить наличие патологий в легких и выявить различные заболевания уже на ранней стадии.

Гаджет предназначен для регулярного использования обычными людьми. Пользователь с помощью электронного стетоскопа делает запись своего дыхания, после чего приложение проводит анализ звуков и сообщает о вероятности наличия патологий (точность, по результатам исследований, составляет 99 процентов). Особенность сервиса заключается в том, что он анализирует не сами звуковые дорожки, а спектрограммы, то есть графические отображения физических характеристик звуков. Спектрограмма дыхания обрабатывается сверточной нейронной сетью. Такие сети используют также в компьютерном зрении, распознавании образов, речи и даже в анализе смысла текстов.

Девайс подходит для анализа дыхания детей от трех лет и взрослых. В настоящий момент (до прохождения официальной медицинской сертификации) Laeneco представляет собой рекомендательный сервис, который подходит для доврачебной диагностики и отслеживания динамики развития заболевания.

Дополнительная опция Laeneco — передача и хранение данных для их дальнейшей обработки врачом. Получив звук легких в высоком качестве, специалист будет иметь возможность предоставить консультацию и назначить лечение сразу же, удаленно, либо позднее посмотреть, как в динамике развивалось заболевание. Планируется, что в перспективе система сможет идентифицировать отклонения от нормы даже качественнее, чем это делает врач, за счет работы девайса в широком диапазоне частот. [ ... ]

Нейросеть научили «переводить» жалобы населения в соцсетях на язык медицины

Новая программа будет искать жалобы на побочные эффекты фармакологических препаратов в социальных сетях.

Российские ученые из КФУ и МФТИ совместно с американскими коллегами обучили нейронную сеть находить и анализировать мнения пользователей социальных сетей о тех или иных эффектах лекарств. Соответствующая статья опубликована в Journal of Biomedical Informatics.

Авторы новой работы использовали последовательное обучение рекуррентных нейросетей, чтобы они могли находить в англоязычных соцсетях упоминания о действии различных лекарственных препаратов и корректно сопоставлять такие высказывания с медицинской классификацией их возможных постэффектов. Например, написанные «народным» языком комментарии из постов с формулировками типа «не могу заснуть всю ночь» или «слегка кружится голова» оцениваются нейросетью как относящиеся к определенным группам, с которыми сопоставлены конкретные медицинские характеристики — «бессонница» и «головокружение» соответственно. (Поскольку работа была поддержана грантом Российского научного фонда, то в ближайшие годы группа планирует перенести технологию на русский язык.)

Несмотря на кажущуюся простоту задачи, она чрезвычайно сложна. Пользователи соцсетей, как правило, не используют стандартную и строгую терминологию, могут писать с орфографическими и синтаксическими ошибками, что часто затрудняет понимание их высказываний даже для других людей.

Чтобы научить программное обеспечение разбирать истинный смысл таких «народных» формулировок, ученые применили искусственные нейронные сети. Это система взаимодействующих между собой простых процессоров, которые называют искусственными нейронами. Сети из таких процессоров не программируются в привычном смысле этого слова, а «обучаются». Им дают входящие данные и обучающую выборку (результаты, которые они должны получить на выходе), а затем находят математические коэффициенты связей между нейронами, при которых входящая информация даст «верную» информацию на выходе. После «обучения» на достаточно большой тренировочной выборке нейросеть сможет выдать правильный результат на основании одних только входящих данных, притом таких, которые отсутствовали в обучающей выборке. [ ... ]