Новая искусственная паутина экологична и прочна как шелк

Фото: MaxShutter  / Фотодом / Shutterstock
Фото: MaxShutter / Фотодом / Shutterstock

Химики из Кембриджского университета научились делать из гидрогеля волокна, по своим свойствам напоминающие паутину. Разработчики рассчитывают, что из них можно будет делать ткани, сенсоры и другие материалы.

Гидрогель, из которого группа Даршила Ша из Кембриджа делает волокно, на 98% состоит из воды и на 2% — из оксида кремния и целлюлозы. Чтобы получить из него «паутину», ученые вытягивают из гидрогеля длинные волокна диаметром в несколько микрометров (миллионных долей метра), которые примерно через 30 секунд высыхают и становятся очень тонкими, прочными и гибкими.

«Хотя наши волокна не такие прочные, как самая прочная паутина у пауков, они выдерживают механическое напряжение в 100—150 мегапаскалей, что сопоставимо с другими искусственными и природными шелками. Однако наши волокна нетоксичны, а их производство менее энергоемко», — сказал Ша, чьи слова приводит пресс-служба университета.

Микростроение гидрогелевой нити. Изображение: Shah et al.

Авторы исследования отмечают, что новая гидрогелевая «паутина» по прочности превышает вискозу и искусственные шелка, а также волосы человека и животных, а по способности поглощать вибрацию сопоставима с природными шелками и паутиной. Кроме того, ее можно получать при комнатной температуре. В дальнейшем авторы работы планируют более подробно изучить химические свойства волокон и получить из них пряжу.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее молекулярные биологи из США впервые выяснили строение паутины пауков-кругопрядов. Оказалось, что ее свойства зависят от повторов аминокислотных последовательностей в ее составе.