Иркутские химики превратили сахар в средство от гриппа

Нет, гомеопатия тут ни при чём : углевод, добываемый из растений, после некоторых модификаций способен защитить мышей от последствий вторжения вируса гриппа A/H1N1 в организм.

Сотрудники Иркутского института химии Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) модифицировали цепочки из молекул глюкозы так, что они стали предотвращать заболевание гриппом у мышей. Об этом сообщает пресс-служба Иркутского научного центра СО РАН. Также исследователи получили патент на свою разработку.

Известно, что природные поли- и олигосахариды (углеводы, состоящие из множества или нескольких мелких молекул сахаров, например глюкозы), несущие на себе сульфатные группы (-SO4), обладают противовирусной активностью. Однако они плохо растворяются в воде, а растворившись, подавляют свертывание крови, что может быть опасно для пациента. Иркутские химики решили избавиться от этих недостатков потенциальных противовирусных соединений. Для этого они связали сульфитные группы (-SO3) с цепочками из 2—7 молекул глюкозы, а также ионами металлов, например калия (K). Растворимость таких модифицированных олигосахаридов оказалась более высокой, чем у похожих молекул, но без -SO4 и ионов металлов в составе.

Также необходимо было проверить, защищают ли полученные углеводы от заболевания гриппом. Эту часть работы выполнили ученые из новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Вначале они проверили действие новых веществ на культуры клеток млекопитающих, зараженные различными штаммами вируса гриппа, в том числе «свиного» A/H1N1. Соединения предотвращали связывание вирусных частиц с поверхностью клеток и таким образом препятствовали инфекции.

После успешных испытаний на клеточных культурах новосибирцы вводили в нос мышам спрей с модифицированными олигосахаридами, а через некоторое время — и различные штаммы вируса гриппа. Животным из контрольной группы не давали заново синтезированных соединений, но так же заражали вирусами. В итоге у них проявились признаки болезни, тогда как грызуны, которым вводили модифицированные олигосахариды, оставались здоровы. Таким образом, созданные иркутскими химиками соединения могут стать средством профилактики гриппа. В настоящий момент они уточняют структуру молекул полученных олигосахаридов и синтезируют опытные партии, а их новосибирские коллеги планируют продолжить изучение противовирусной активности и безопасности новых соединений.

Согласно последним оценкам, заболевания, вызванные вирусами гриппа, уносят от 300 до 650 тысяч жизней в год по всему миру. Смертность от гриппозных инфекций достигает пика в периоды сезонных эпидемий. Поэтому важно предотвращать такие эпидемии или как минимум снижать их интенсивность.

Ученые определили главную причину смерти мужчин в России

И это отнюдь не войны или автомобильные катастрофы.

Сотрудники НИУ ВШЭ и НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента выяснили, из-за чего происходит большая часть преждевременных смертей мужчин в ряде стран Восточной Европы. После того как исследователи оценили объем незарегистрированного выпитого алкоголя на душу населения, стало понятно, что именно он служит причиной низкой продолжительности жизни в России, Беларуси, Украине, Латвии и ряде других республик бывшего СССР. Научная статья опубликована в журнале Alcohol and Alcoholism.

За последние 50 лет средняя продолжительность жизни выросла во всем мире, и европейские страны не исключение. Как правило, чем выше уровень жизни в отдельно взятом государстве, тем дольше живут его граждане: они могут позволить себе лучший уход во время болезней и в старости, получают пенсии и социальные льготы и т.д. Уровень жизни можно приблизительно определить исходя из внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Соответственно, в тех странах, где значение этого параметра выше, люди живут дольше. Однако в ряде восточноевропейских и среднеазиатских республик эта закономерность нарушается. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин-албанцев, рожденных в 2015 году, составляет 76,2 года, в то время как в Казахстане, где ВВП на душу населения тогда был в два раза больше, аналогичное значение составило только 67,5 года.

Эту нестыковку попытались объяснить авторы новой статьи в ходе тщательного анализа. Ученые запустили поиск корреляций между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин в ряде стран Европы и объемом денежных средств, который тратится на охрану здоровья одного человека. Также они искали связь между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и количеством свежих фруктов и овощей в их рационе, употреблением опиатных наркотиков, курением (в Восточной Европе мужчины умирают от последствий курения чаще, чем где-либо в мире), безработицей и широтой, на которой проживает основная масса населения страны. Наконец, был учтен еще один фактор — объем выпитого спиртного на душу населения. У него два слагаемых: зарегистрированное потребление и незарегистрированный объем (контрафактный алкоголь). Количество неучтенного выпитого периодически оценивает ВОЗ.

Из всех факторов, которые в теории могли бы снизить продолжительность жизни мужчин-европейцев, остался только один — потребление крепкого алкоголя на душу населения. Его влияние на возраст, в котором человек с высокой вероятностью умрет, оказалось сильнее, чем у здоровой еды, безработицы и финансового обеспечения здравоохранения. Чем больше в стране пьют коньяка, водки, настоек, бальзамов и подобного, тем меньше живут мужчины в этом государстве. Эффект сохраняется, даже если учитывать только «официально выпитое». Пиво и вино тоже не способствуют долгой жизни, но их влияние на здоровье мужчин не так сильно, как у крепкого спиртного. В любом случае, чем больше этих напитков употребляют граждане, тем значительнее их вклад в снижение продолжительности жизни мужчин. [ ... ]

Российские биологи нашли способ снизить сахар в крови

Основной запасной углевод гликоген, содержащийся в печени и мышцах, может изменить свою структуру так, что это вызовет преддиабетическое состояние. Однако его можно вылечить метформином, возвращающим гликоген к норме.

Исследователи из Института цитологии РАН (Санкт-Петербург) и их коллеги из Университета Турку (Финляндия) на примере мышей показали, что ускоренный обмен гликогена приводит к развитию преддиабета — устойчивого повышения содержания глюкозы в крови. Приблизить его к норме помогает лекарство метформин, действующее на структуру гликогена. Научная статья опубликована в British Journal of Pharmacology.

Метформин — одно из средств, часто применяемых при сахарном диабете, он воздействует на процессы, приводящие к инсулинорезистентности клеток печени и усилению интенсивности образования глюкозы из соединений, не являющихся сахарами. Роль гликогена печени — вещества, в норме служащего основным источником глюкозы, — в развитии сахарного диабета практически неизвестна. Авторы обсуждаемой работы частично прояснили ее, выполнив эксперименты на лабораторных мышах.

В исследовании использовали мышей «дикого типа», без нарушений обмена веществ, а также специально выведенную линию грызунов, в нервных клетках которых образуется избыток нейропептида Y, что приводит к раннему появлению лишнего веса, развитию преддиабета и другим проблемам с обменом веществ. Половине мышей обеих линий каждый день в течение четырех недель в воду добавляли метформин в дозе 300 мг/кг массы тела животного. Остальным животным лекарства не давали. В день начала эксперимента и после его окончания мышей взвешивали, измеряли процент жира в их теле и содержание глюкозы в крови. А после окончания курса лечения метформином биологи проанализировали состояние клеток печени грызунов в контрольной и экспериментальной группах. Ученые измерили содержание в них гликогена и его структуру.

Выяснилось, что у всех мышей, четыре недели пивших раствор метформина, набор жировой массы шел медленнее, чем у тех, кому не давали это лекарство. В клетках печени грызунов с преддиабетом, не получавших метформин, молекулы гликогена имели такую структуру, будто их постоянно используют: «отщепляют» от них молекулы глюкозы и добавляют новые. Прием лекарства замедлял трату и производство гликогена. По всей видимости, это каким-то образом снижало уровень глюкозы в крови мышей. [ ... ]

В волосах людей с лишним весом обнаружили дефицит цветных металлов

Скорее всего, часть заболеваний, связанных с ожирением, возникает из-за нарушения обмена микроэлементов.

Исследователи из Российского университета дружбы народов, Ярославского государственного университета, Оренбургского государственного университета и Российского общества микроэлементов в медицине выявили, что в волосах людей с лишним весом меньше магния, меди, марганца, цинка и никеля, чем у остальных. Однако содержание алюминия и мышьяка в волосах людей, страдающих полнотой и ожирением, наоборот, повышено. Вероятно, некоторые болезненные состояния, традиционно связываемые с наличием лишнего веса, обусловлены отклонениями концентрации перечисленных микроэлементов от нормального для организма. Научная статья опубликована в журнале Biological Trace Elements Research.

В работе приняли участие 112 человек, чей индекс массы тела (ИМТ, соотношение массы в килограммах к квадрату роста в метрах) превышал 24,99 (избыточная масса тела) или даже был больше 30 (ожирение). Кроме них была и контрольная группа, состоящая из 106 человек без лишнего веса. Возраст участников статистически не различался. Среди испытуемых не было алкоголиков, курильщиков (в том числе бывших), людей, живущих в сильно загрязненных местностях и работающих на токсичных производствах. Ни у кого из них не было металлических имплантатов, и никто не принимал минеральные добавки. Так ученые исключили множество факторов, способных повлиять на содержание микроэлементов в волосах и не связанных с массой тела.

У всех испытуемых срезали прядь волос на затылке для выявления в них микроэлементов с помощью масс-спектрометрии, при этом для анализа использовали только часть каждого волоса, расположенную ближе к корню. Также ученые брали из вены на локтевом сгибе кровь, чтобы установить содержание в ней различных липопротеидов, глюкозы, холинэстеразы, гамма-глутамилтрансферазы, мочевой кислоты и некоторых других веществ. Последние три названных соединения служат маркерами метаболизма, то есть по их содержанию можно определить, в каком состоянии у человека обмен веществ. Также перед забором биоматериала у испытуемых измеряли артериальное давление.

Анализ показал, что в волосах людей с лишним весом и ожирением по сравнению с испытуемыми с нормальным ИМТ многих микроэлементов содержится значительно меньше: на 33 процента — кобальта (Co), на 13 процентов — меди (Cu), на 30 процентов — иода (I), на 25 — марганца (Mn). Также у них в несколько меньше цинка (Zn) и никеля (Ni), а концентрация магния (Mg) ниже нормы в два раза. Однако содержание алюминия (Al) и мышьяка (As) в волосах испытуемых с высоким ИМТ превосходит аналогичные величины для людей без лишнего веса. [ ... ]