Все новости

Интеллектуальная скромность не зависит от религии и политических взглядов

Американские психологи разработали новую шкалу оценки уровня так называемой интеллектуальной скромности и благодаря ей выявили характерные признаки людей, умеющих признавать ошибочность своих суждений.

Интеллектуальная скромность — осознание человеком того факта, что его суждения и взгляды могут быть ошибочными из-за отсутствия полной и достоверной информации. Это качество выражается в способности прислушаться к чужим аргументам и отнестись с уважением к точке зрения, отличной от своей. Чем ниже уровень интеллектуальной скромности, тем больше человек убежден в безошибочности своих взглядов, глух к чужим аргументам и менее гибок в изменении своих суждений.

Психологи из нескольких университетов США задались целью выявить, какие личностные качества отличают людей с высокой и низкой интеллектуальной скромностью. Для этого они разработали специальную шкалу.

Шкала состояла из пяти утверждений: «я подвергаю сомнению свое мнение и убеждения, потому что они могут быть ошибочными», «я пересматриваю свои взгляды в свете новых фактов», «я признаю ценность мнений, отличных от моего», «я признаю, что мои убеждения могут быть ошибочными», «я готов изменить свое мнение, если получу аргументы в пользу другой точки зрения», «мне нравится находить информацию, которая изменяет мои представления о чем-либо». Степень соответствия/несоответствия этих утверждений человеку оценивали в баллах, после того как он проходил серию ранее составленных тестов на различные свойства личности.

Затем готовую шкалу применяли к испытуемым в серии исследований, чтобы выявить, как высокая или низкая интеллектуальная скромность связана со свойствами личности.

Например, в одном испытании люди заполняли специальный опросник на выявление нарциссизма и догматизма. Во втором исследовании ученые рассмотрели, как люди с разным уровнем интеллектуальной скромности реагируют на мнения, кардинально отличающиеся от их убеждений, и на людей, которые их высказали. Для этого участников (в эксперименте участвовали и верующие, и атеисты) просили прочесть одну из статей о влиянии религии на общество и оценить ее по разным критериям. Третье исследование позволило понять, как высокий уровень интеллектуального смирения связан с готовностью человека проголосовать за политика, который поменял свое мнение в силу различных факторов. Следующий эксперимент рассматривал восприимчивость людей с высоким и низким уровнем интеллектуального смирения к убедительным и малоубедительным аргументам.

Второе исследование показало, что люди с высоким уровнем интеллектуального смирения были менее уверены, что их суждение о религии правильно, и меньше судили людей на основе их религиозных взглядов. В третьем исследовании стало ясно, что «интеллектуальные скромники» менее склонны думать, что политики, которые меняют свое мнение, ветрены и непоследовательны, и поэтому относились к ним лояльнее, чем люди с низким уровнем интеллектуальной скромности. Последний эксперимент показал, что люди, которые допускают возможность ошибки в своих суждениях, склонны верить в более убедительные аргументы.

В итоге психологи выяснили, что люди с высокой интеллектуальной скромностью более открыты, любознательны, склонны к экзистенциальным поискам, любят изучать все новое и не страдают нарциссизмом, также не привержены догмам.

При этом эксперименты показали, что интеллектуальная скромность не зависит от религиозности индивида, а также не имеет ничего общего с политическими взглядами. Другими словами, интеллектуально скромные люди могут быть как верующими, так и атеистами. В то же время и либералы, и консерваторы могут быть догматиками, убежденными в превосходстве своего мнения над другими.

Ученые предполагают, что интеллектуальная скромность — как черта личности и как общественная ценность — может благотворно влиять на межличностные отношения, уменьшая напряженность между приверженцами разных религий, политических партий, и повысить уровень толерантности в обществе. Психологи также убеждены, что интеллектуальную скромность в человеке можно и нужно воспитывать.

Исследование опубликовано в издании Personality and Social Psychology Bulletin.

Почему религиозность не отменяет открытости новому, читайте на «Чердаке».

 Евгения Щербина