Популярные инсектициды все-таки опасны для пчел

Фото: Pazargic Liviu

Европейские и канадские ученые подтвердили, что длительное применение популярных инсектицидов-неоникотиноидов вредит пчелам – их использование сокращало популяции насекомых и вредило как рабочим пчелам, так и маткам.

Первые свидетельства того, что неоникотиноиды, защищающие растения от вредителей вроде рапсовой блошки Psylliodes chrysocephalus, могут вредить пчелам, появились еще в 1990-е годы, однако ученым долго не удавалось установить, насколько значителен этот эффект и как именно он может проявляться. Тем не менее с 2013 года использование неоникотиноидов в ЕС было фактически запрещено именно из опасений вреда для пчел.

Авторы двух новых работ изучили две тысячи гектаров посадок рапса в Германии, Венгрии и Великобритании, а также кукурузные поля в Канаде. Им удалось показать, что увеличение концентрации неоникотиноидов в пчелиных сотах сопутствовало снижению репродуктивной успешности насекомых.

Бен Вудкок из британского Центра экологии и гидрологии и его коллеги изучали популярные инсектициды компаний Bayer CropScience и Syngenta, которые софинансировали работу ученых. Группа Вудкока установила, что в двух из трех стран (кроме Германии) пчелы, столкнувшиеся с обработанными растениями, хуже перезимовывали. Ученые считают, что в Германии у пчел было больше доступных растений для опыления, что могло защитить их от негативного воздействия инсектицидов. Кроме того, во всех трех странах в колониях, где анализ выявил следы неоникотиноидов, было меньше маток и яиц.

Аспирантка Йоркского университета Надежда Цветкова и ее коллеги обнаружили, что рабочие пчелы в пяти пасеках неподалеку от кукурузных полей, обработанных неоникотиноидами, раньше умирали, а колонии чаще теряли матку по сравнению с ульями, удаленными от полей. Кроме того, ученые обнаружили, что неоникотиноидами, которые хорошо растворяются в воде, заражены неподалеку от посадок и другие растения, пыльцой которых тоже питались пчелы.

Группе Цветковой также удалось показать, что в сочетании с популярным фунгицидом, защищающим кукурузу от грибков, неблагоприятный эффект неоникотиноидов усиливался — по мнению авторов, это означает, что на полях, где применяются сразу несколько агрохимикатов, пчелы подвержены большему риску.

Исследования Вудкока и Цветковой опубликованы в журнале Science.

Ранее американские биологи продемонстрировали, что антибиотики вредят пчелам так же, как и людям, — применение антибиотиков резко сокращало количество полезных бактерий в их кишечнике, что ухудшало их иммунитет и даже повышало смертность.