Иностранные жуки стали чаще вторгаться в Россию

Вероятно, в дальнейшем эта тенденция будет только нарастать.

Исследователи из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН проанализировали «вторжения» инвазивных видов жуков из семейства листоедов (Chrysomelidae), до сих пор не встречавшихся на территории нашей страны. Среди причин их проникновения в Россию — развитие международной торговли живыми растениями. Интересно, что часть «пришельцев», хотя и попала в нашу страну с «чужими» растениями, теперь успешно прижилась и на местных, совершенно новых для себя видах. Соответствующая статья опубликована в PLoS ONE.

Ученые впервые составили список жуков-листоедов, появившихся на территории Европейской России в прошлом и текущем веках, и обнаружили, что всего таких видов девять. Источниками данных стали как результаты полевой работы самих авторов в 1988—2018 годах, так и ряд энтомологических коллекций нашей страны и ряда государств Европы. До второй половины XX века инвазии жуков случались крайне редко.

Выяснилось, что среди новых видов жуков-листоедов есть даже такие, которые в естественных условиях практически не могут самостоятельно распространяться на новые территории. Например, Chrysolina americana — жук, у которого редуцированы крылья, из-за чего он не способен летать. Это насекомое практически не покидает растения, на которых паразитирует: розмарин, лаванду, шалфей, тимьян и перовскию. Среди прочего, этот жук весьма теплолюбив, что традиционно ограничивало его распространение жаркими средиземноморскими странами. Однако в 2013 году, как отмечают авторы, его удалось выявить в Крыму (13 экземпляров собраны близ Ялты). Таким образом, сейчас они появились и в России.

Среди других видов — тропический Leptomona erythrocephala, которого энтомологи нашли в экспедициях 2017—2018 годов в Сочи (паразитирует на землянике), дальневосточный Luperomorpha xanthodera (вредитель цитрусовых и декоративных растений). Кроме того, ученые обнаружили в Сочи единичную самку (впрочем, они уверены, что есть целая популяция) Medythia nigrobilineata, известного дальневосточного вредителя сои.

В Краснодарском крае энтомологи отыскали Epitrix hirtipennis — жука из Нового Света, причем обнаружили его не только на посевах табака на плантациях, но и на рудеральных (сорных) растениях. Данный вредитель опасен тем, что интенсивно размножается на целом ряде культурных растений — от того же табака до картофеля и помидоров. Другой же вредитель-пришелец — Phyllotreta reitteri — практически безопасен для сельского хозяйства, поскольку специализируется на клоповнике широколистном, не имеющем сельхоззначения. Наконец, Zygogramma suturalis был завезен для биологического контроля над растением-пришельцем из Северной Америки амброзией полыннолистной (Ambrósia artemisiifólia). Однако, как вскоре обнаружилось, хотя жук и активно размножался на ней, это никак не помешало злостному сорняку-аллергену продолжать активную экспансию на территории России, где она наносит огромный ущерб животноводству и здоровью населения.

Наиболее известным и самым «успешным» жуком-пришельцем из семейства листоедов является Leptinotarsa decemlineata, или колорадский жук, вторгшийся на территорию современной России во второй половине прошлого века. Он до сих пор заметно снижает урожайность картофеля в нашей стране.

Авторы констатируют, что скорость попадании новых жуков-листоедов в Россию значительно выросла за последние 70 лет. Среди причин этого явления — активный завоз семенного материала и живых растений из других стран, весьма редкий в советское время. Вкупе со смягчением климата это означает, что новые виды вредителей из листоедов продолжат оккупацию территории нашей страны и в будущем.

В МГУ предложили новый подход к лечению мужского бесплодия

Препарат на основе коллагена и продуктов секреции мезенхимальных стволовых клеток стимулирует образование сперматозоидов.

Сотрудники факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова и Медицинского научно-образовательного центра (МНОЦ) МГУ получили патент на метод стимуляции сперматогенеза — образования мужских половых клеток. В рамках разработанного московскими учеными метода в яички локально вводится «коктейль» из биологически активных молекул, отвечающих за рост и специализацию предшественников сперматозоидов, а также клеток, поддерживающих, питающих и защищающих их. Лечение таким препаратом должно помочь пациентам с бесплодием. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию.

Мужчины чаще всего бывают бесплодны из-за нарушений сперматогенеза — образования и созревания сперматозоидов. Существующие методы лечения, как правило, не устраняют все причины нарушений, а они могут случиться на нескольких этапах формирования мужских гамет. Радикальные способы, такие как пересадка половых желез, довольно результативны, но зачастую эффект от них длится недолго, плюс донорский материал сложно достать, и он нередко отторгается.

Метод, разработанный учеными из МГУ, лишен этих недостатков — по крайней мере, по словам его авторов. Запатентованный препарат содержит смесь белка соединительной ткани коллагена и сигнальных веществ, выделяемых мезенхимальными стромальными стволовыми клетками (МСК) человека. Эти клетки присутствуют почти во всех тканях и при необходимости — например, если часть какого-то органа повредилась — дифференцируются, приобретая свойства утраченных клеток и занимая их место. МСК производят множество факторов роста и дифференцировки — соединений, дающих клеткам сигнал набирать массу и изменять активность определенных генов. В случае терапии для «коктейля» веществ, производимых мезенхимальными стромальными стволовыми клетками, отбирают только те, что стимулируют предшественники сперматозоидов (сперматогонии) и окружающие эти сперматогонии клетки яичек, необходимые для питания и защиты будущих мужских гамет.

По задумке разработчиков биологически активные вещества от МСК в смеси с коллагеном достаточно один раз ввести под белочную оболочку яичка пациента. Это удобнее, чем пересадка донорского материала, а степень инвазивности (вторжения в организм) в данном случае меньше, чем при хирургических операциях. Однако точных сведений об эффективности предмета патента от ученых МГУ пока нет. «Если будут получены успешные результаты доклинических и клинических исследований, доказывающие безопасность и эффективность использования разработанного биоматериала для стимуляции сперматогенеза, он может стать принципиально новым способом лечения необструктивных [т.е. если не заблокированы протоки семявыносящих каналов] форм мужского бесплодия. Учитывая, что вклад нарушений сперматогенеза у мужчин как причины бесплодия пар достигает уже 50 процентов, а существующие методы лечения малоэффективны и нередко сопряжены с серьезными побочными эффектами, новый способ лечения будет очень востребованным», — прокомментировала старший научный сотрудник Института регенеративной медицины МНОЦ МГУ Анастасия Ефименко.

Жесткие условия заставили новые ячейки для восстановления воды работать лучше

Чем выше была концентрация углекислого газа в атмосфере, тем большую эффективность они демонстрировали.

Химики из Уральского федерального университета и Института высокотемпературной электрохимии в Екатеринбурге разработали новые электрохимические ячейки для электролиза воды в присутствии углекислого газа. Оказалось, что ячейки работают лучше в жестких условиях — при повышенной концентрации углекислого газа. Результаты исследования опубликованы в Journal of Materials Chemistry A.

Твердооксидные топливные элементы — электрохимические ячейки, в которых используется не жидкий электролит, а твердый — вещество, которое в силу своего состава может «проводить» заряженные ионы водорода или кислорода. Такие электролиты более стабильны, особенно при высоких температурах. Твердооксидные ячейки нередко используют для получения водорода электролизом воды: на аноде происходит разложение воды, а на катоде полученные протоны (ионы водорода Н+) соединяются с электронами и формируют молекулярный водород.

Если электролиз происходит в присутствии углекислого газа (СО2), то часть электронов тратится на восстановление этого вещества. Тогда результатом электролиза становится так называемый синтез-газ — смесь водорода и монооксида углерода (СО). Синтез-газ — это что-то вроде полуфабриката топлива: в дальнейшем его можно, например, превратить в жидкие углеводороды с помощью каталитического процесса Фишера. Получение синтез-газа электролизом воды — очень перспективный процесс, который одновременно позволяет избавиться от углекислого газа и получить топливо. Кстати, сейчас ученые разрабатывают похожие ячейки, которые могли бы работать от солнечной энергии, — тогда процесс будет вдвойне экологичным.

Химики из Екатеринбурга, впрочем, сосредоточились на «классических» ячейках и выборе наилучшего твердого электролита для них. Этот материал должен обеспечивать хорошую проводимость протонов и одновременно быть стабильным в атмосфере СО2 при температуре 700 градусов Цельсия, поэтому подобрать его состав не так просто. Обычно используют сложные оксиды циркония и иттрия с добавками других металлов, например церия. [ ... ]

SpaceX доставит первого туриста к Луне на крупнейшей в истории человечества ракете

Компания уже подписала контракт с клиентом.

Частная космическая компания SpaceX, контролируемая Илоном Маском, объявила о подписании контракта на транспортировку туриста к Луне и обратно. Во время полета посадки на сам спутник не состоится. Однако длина маршрута этого путешествия приблизится к миллиону километров — Луна в тысячу раз дальше от Земли, чем МКС. Осуществлять его будут на многоразовой ракете BFR, первые испытания которой начнутся только в конце 2019 года. Об этом сообщается в твиттере компании.

BFR — это строящаяся сейчас в Калифорнии многоразовая ракета грузоподъемностью до 250 тонн полезной нагрузки (при одноразовом использовании, в многоразовом варианте — только 150 тонн). Она примерно вдвое мощнее любой ракеты, когда-либо существовавшей в истории человечества, и поэтому ее достаточно даже для полетов к Марсу, а не только к Луне.

Корабль, который она выведет в космос, будет иметь полезный объем в 825 кубических метров — как МКС, которую собирали долгие годы посредством множества запусков. Первые тестовые «подскоки» BFR (проверка ее способности корректно садиться на хвост) запланированы на конец 2019 года. При этом ее полноценные полеты вряд ли начнутся ранее 2020-х годов. Строящаяся ракета является крупнейшей в мировой истории: ее полный стартовый вес будет 4400 тонн.