Хроническая усталость связана с «неправильным» составом кишечных бактерий

Ученые впервые обнаружили биологические маркеры синдрома хронической усталости — распространенного заболевания, о причинах и механизмах возникновения которого до сих было мало что известно. Оказалось, что оно связано с составом микрофлоры кишечника и воспалительными процессами в крови, предположительно вызванными микроорганизмами.
Синдром хронической усталости (СХУ) — распространенное заболевание, от которого страдает 11% взрослого населения. Его симптомы — быстрая утомляемость, усталость, головная и мышечная боль. Происхождения и причин СХУ врачи до сих пор не знают, поэтому общепринятой терапии пока не существует.

Тем не менее в новом исследовании британские биологи смогли выявить его биологические маркеры. У многих пациентов с синдромом хронической усталости — проблемы с желудочно-кишечным трактом: к примеру, у них может проявляться синдром раздраженного кишечника. Ученые предположили, что состав микрофлоры кишечника может быть связан с развитием СХУ.

Чтобы проверить гипотезу, авторы работы проанализировали образцы крови и стула 48 пациентов с синдромом хронической усталости и 39 здоровых доноров. Видовой состав микрофлоры кишечника определяли с помощью секвенирования 16S рРНК: организмы идентифицировали по характерным последовательностям нуклеотидов в рибосомальной РНК.

По сравнению со здоровыми донорами, микробиота пациентов с СХУ была менее разнообразна, в ней было больше микроорганизмов, связанных с воспалительным процессом, и меньше — оказывающих противовоспалительный эффект. В крови больных ученые обнаружили биологические маркеры воспаления. Вероятно, его вызвали кишечные бактерии, которые «просочились» в кровь через поврежденные стенки кишечника.

Хотя пока нельзя сказать, что причина, а что — следствие, но по маркерам в крови и стуле пациентов исследователи верно установили диагноз СХУ в 83% случаев. В будущем этот подход можно использовать как вспомогательный метод диагностики. Чтобы облегчить некоторые симптомы синдрома хронической усталости, можно будет использовать пробиотики — продукты, содержащие полезные микроорганизмы, и пребиотики, этих микробов подкармливающие.

Исследование генетиков и микробиологов из Корнелльского университета опубликовано в журнале Microbiome.