Белок поможет бороться с пневмонией

Американские ученые установили, что белок гепсидин может защищать организм от распространения бактерий во время пневмонии.

Пневмонии, или воспаления легких, по происхождению делятся на два типа — вирусные и бактериальные. Бактериальная пневмония развивается из-за попадания в легкие опасных микроорганизмов, например пневмококков или золотистых стафилококков. Из-за быстро развивающейся у патогенов устойчивости к антибиотикам круг возможностей лечения бактериальной пневмонии постоянно сужается.

Гепсидин — небольшой белок, регулирующий у позвоночных обмен железа и его поступление в клетки. Грамотрицательным бактериям, к которым относятся патогены пневмонии, необходимо железо — во время распространения инфекции бактерии поглощают практически все свободное железо в организме-хозяине. Ученые предположили, что уменьшение количества поступающего в клетки железа может ограничить распространение бактерий по организму.

Сначала исследователи проверили, как изменится состояние зараженных бактериальной пневмонией мышей, если повысить содержание свободного железа в их крови. Потом — то, как влияет на развитие болезни подавление выработки гепсидина в организме хозяина.

В обоих случаях распространение пневмонии ускорялось и, соответственно, ухудшалось и состояние зараженных мышей. Смертность как «накачанных» железом, так и гепсидин-дефицитных мышей составила 100% (в контрольной группе она была в два раза меньше). У гепсидин-дефицитных мышей патогены на 23% чаще попадали в кровоток, а их концентрация превосходила контрольные уровни в сотни раз.

Слева — выживаемость мышей с разным уровнем свободного железа в организме; Справа — сравнение выживаемости обычных и гепсидин-дефицитных мышей. Изображение: Kathryn R. Michels et al., 2017. Перевод: «Чердак»

Для того чтобы проверить восприимчивость бактерий-возбудителей пневмонии к железу, были проведены дополнительные эксперименты. При выращивании бактерий на обогащенной железом среде их концентрация увеличивалась, а при введении больным пневмонией мышам железа увеличивалась скорость распространения инфекции.

После этого ученые отдельно удостоверились в том, что именно железо является «оспариваемым ресурсом» в «борьбе» гепсидина с патогенами пневмонии, проверив то, как развивается болезнь в гепсидин-дефицитных мышах с дефицитом свободного железа в организме: подобные грызуны боролись с болезнью намного успешнее, чем просто гепсидин-дефицитные мыши или мыши с избытком свободного железа в крови.

Эксперименты показали, что повышение уровня гепсидина при бактериальной пневмонии предотвращает распространение бактериальной инфекции по организму, лишая бактерий необходимого железа. По мнению ученых, повышение активности гепсидина может помочь при лечении бактериальных заболеваний, вызванных схожими бактериями.

Работа опубликована в журнале Journal of Clinical Investigation.

Железо важно для возбудителей многих опасных заболеваний. В частности, как недавно выяснили исследователи из США и Великобритании, устойчивость золотистого стафилококка связана именно с тем, что он может обходиться без нужного для него марганца, используя вместо него железо.