Сближение «Хаябусы-2» с астероидом Рюгу в представлении художникаИллюстрация: Go Miyazaki / JAXA

«Хаябуса-2» успешно совершила вторую посадку на поверхность астероида Рюгу

Это предпоследняя крупная задача японской космической миссии

Японская космическая миссия «Хаябуса-2» смогла во второй раз коснуться астероида Рюгу и собрать из ранее созданного на нем рукотворного кратера образцы грунта. Если все и дальше пройдет удачно, уже в конце 2019 года «Хаябуса-2» отправится в полет до Земли, а в декабре следующего, 2020 года сбросит на нашу планету капсулу с собранными образцами, чтобы те приземлились в Австралии.

Перед повторной посадкой на астероид «Хаябуса-2» серьезно подготовилась: чтобы собрать образцы грунта не только с поверхности, но и из недр астероида, 5 апреля станция сбросила на Рюгу бомбу с высоты 500 метров. На месте взрыва образовался рукотворный кратер. В 20 метрах от его центра специалисты Японского аэрокосмического агентства (JAXA) и назначили место посадки «Хаябусы-2» — круг радиусом 3,5 метра. Они обозначили цель как C01-C. Дату посадки назначили на 11 июля.

Снимок рукотворного кратера на астероиде Рюгу, который в начале апреля сделала «Хаябуса-2». Синим кружком отмечена цель второй посадки аппаратаJAXA, University of Tokyo, Kochi University, Rikkyo University, Nagoya University, Chiba Institute of Technology, Meiji University, University of Aizu, AIST and Kobe University

Завершив все приготовления, 10 июля, в 4:46 по московскому времени, «Хаябуса-2» начала снижаться со своей рабочей орбиты — 20 километров над поверхностью Рюгу — со скоростью около полутора километров в час. Достигнув высоты около пяти километров, аппарат замедлился до 0,36 км/ч.

Запланированная схема, по которой «Хаябуса-2» должна была снизиться, коснуться Рюгу и взмыть обратно на рабочую высотуJAXA

Далее аппарат медленно снизился до высоты в 30 метров (это случилось около 3:54 по московскому времени) и завис над поверхностью астероида, ориентируясь на сброшенный ранее целеуказатель (на иллюстрациях он отмечен как TM — target marker). Он нужен для того, чтобы «Хаябуса-2» смогла самостоятельно понять, куда нужно приземляться, ведь касание астероида происходило в автоматическом режиме, без связи с Землей. Зафиксировав местонахождение целеуказателя в 4:09, аппарат снизился до высоты около 8,5 метра и снова завис над Рюгу.

Более детальный план снижения «Хаябусы-2» с 30 метровJAXA

Далее, все еще держа в поле зрения целеуказатель, аппарат оценил размер булыжников, находившихся в предполагаемом месте посадки, и выбрал наиболее безопасное место в рамках своей цели. Затем он, двигаясь по параболической траектории, коснулся поверхности Рюгу в 4:18 по московскому времени.

Фотография, которую «Хаябуса-2» сделала незадолго до посадки
Фотография, которую «Хаябуса-2» сделала незадолго до посадки | JAXA, University of Tokyo, Kochi University, Rikkyo University, Nagoya University, Chiba Institute of Technology, Meiji University, University of Aizu, AIST
Фотография, которую «Хаябуса-2» сделала вскоре после посадки
Фотография, которую «Хаябуса-2» сделала вскоре после посадки | JAXA, University of Tokyo, Kochi University, Rikkyo University, Nagoya University, Chiba Institute of Technology, Meiji University, University of Aizu, AIST

В 4:20 он взмыл на свою рабочую высоту со скоростью около 2,3 км/ч. В 4:39 аппарат вновь развернул свою антенну, и уже в 4:51 специалисты JAXA подтвердили, что все показатели в норме и посадка прошла успешно.

Следующей операцией «Хаябусы-2» по плану должна стать посадка на астероид модуля Rover-2. Далее основная научная программа аппарата закончится, и в декабре 2019 года он должен будет развернуть свои ионные двигатели и перейти на орбиту, ведущую к Земле. В декабре 2020 года «Хаябуса-2» должна будет достичь Земли и сбросить в атмосферу шестнадцатикилограммовую капсулу с собранными образцами. После этого у аппарата еще должно остаться топливо, поэтому японцы уже выбрали несколько новых астероидов-кандидатов в качестве следующих целей миссии — например, астероид 2001 WR1, вращающийся вокруг Солнца с орбитой 1,02-1,54 а.е.