Фото, которое «Хаябуса-2» сделала при снижении на астероид Рюгу. На его поверхности слева видна тень станцииJAXA

«Хаябуса-2» провела последнюю подготовительную операцию перед вторым приземлением на астероид Рюгу

Станция сбросила на астероид целеуказатель и удалилась в исходную точку

В 05:34 по московскому времени японская автоматическая станция «Хаябуса-2» снизилась над рукотворным кратером на астероиде Рюгу на высоту 10 метров и сбросила вниз светоотражающий целеуказатель. Вместе с другим целеуказателем, сброшенным в тот же квадрат несколькими неделями ранее, его будут использовать для ориентации аппарата в ходе операции по забору грунта из кратера, которая должна состояться в ближайший месяц. Японцы спешат: уже в начале июля лучи Солнца нагреют астероид так сильно, что «Хаябуса» не сможет на него приземлиться.

5 апреля «Хаябуса-2» успешно сбросила на Рюгу бомбу, благодаря которой на поверхности астероида возник кратер. Взрыв обнажил более глубокие слои астероида, образцы которых теперь может собрать станция. Это станет последним сближением «Хаябусы-2» с астероидом, рядом с которым она провела уже почти год. Однако для того, чтобы не ошибиться и забрать грунт в нужном месте, станции нужно сбросить на поверхность астероида яркие целеуказатели.

Образцы грунта с поверхности Рюгу японская миссия уже собрала, успешно справившись с операцией, которая в свое время закончилась неудачей для первой «Хаябусы», летавшей к астероиду Итокава. Нынешняя, более сложная операция станет первой в истории попыткой приземлиться в крайне пересеченной местности. Возможно, американскому «близнецу» «Хаябусы-2», аппарату OSIRIS-REx, предстоит приземление не меньшей сложности, но пока что степень «изрезанности» ландшафта Бенну оценена недостаточно, чтобы приземление на него можно было сравнивать с приземлением в кратер на поверхности Рюгу.

Читайте также: Космическая лихорадка. Насколько реальны планы добывать полезные ископаемые в космосе

Нынешняя операция повторная — предыдущая закончилась неудачей в середине мая. Тогда станция прервала снижение на высоте 50 метров и вернулась на исходную позицию. Почему произошло именно это, все еще неизвестно, но, как отмечает портал planetary.org, подобное случилось прошлой осенью, когда японцы репетировали приземление на астероид. В тот раз лидар, по сигналу которого автоматика отслеживает дистанцию до поверхности, не смог корректно принять сигнал из-за крайне невысокой отражающей способности астероида. Дело в том, что Рюгу — это очень темное углеродистое тело и потому, по-видимому, поглощает значительную часть сигнала лидара.

При предыдущей, неудачной, попытке сбросить целеуказатель он должен был попасть в S01, теперь японцы целились в C01JAXA

В 5:34 по московскому времени станция зависла над поверхностью астероида, далее она продолжила снижение и уже в 5:34 достигла расчетной высоты в 10 метров над поверхностью, чтобы сбросить целеуказатель на поверхность. Закончив с этой операцией, «Хаябуса-2» начала подниматься над поверхностью. В 9:00 утра по московскому времени Японское аэрокосмическое агентство сообщило, что последняя стадия операции завершена.

Теперь, после того как второй целеуказатель оказался на поверхности, японцам предстоит наконец принять окончательное решение — пытаться ли им брать пробы грунта из кратера. Подобного они еще не делали, рисков в этой операции больше, чем в предыдущей. А если учесть, что история первой «Хаябусы» закончилась крайне драматично, не исключено, что команда миссии решит не рисковать результатами аппарата, который до сего момента отработал крайне успешно.

На этом видео, которое смонтировало JAXA, можно увидеть, как отделялся целеуказатель

Времени на раздумья у ученых тоже нет: в начале июля Рюгу подойдет к точке своего перигелия и его температура начнет расти. Как только она дойдет до 100 градусов по Цельсию, «Хаябуса-2» уже не сможет приблизиться к поверхности, так как отраженное тепло сможет ей повредить.