Японцы утвердили дату приземления «Хаябусы-2» в рукотворный кратер на астероиде Рюгу. Это произойдет 11 июля

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) сообщило, что «Хаябуса-2» все-таки приземлится на астероид Рюгу во второй раз — с целью еще одного забора грунта. Это произойдет 11 июля 2019 года. Автоматическая станция будет садиться неподалеку от рукотворного кратера, который возник на астероиде 5 апреля в результате детонации бомбы, которую сбросил аппарат. Таким образом, к уже собранным образцам с поверхности астероида должны добавиться образцы более глубоких пород. Это приземление должно стать последней операцией «Хаябусы-2» перед возвращением на Землю.
Снимок поверхности Рюгу, сделанный 13-го июня 2019 года. Слева видна тень «Хаябусы» JAXA
© JAXA

«Хаябуса-2» — космическая миссия JAXA к одному из тел пояса астероидов Солнечной системы, (162173) Рюгу. Автоматическая станция отправилась к нему в декабре 2014 года, прибыла своей цели в июне 2018-го и вот уже год отрабатывает свою исследовательскую программу. В нее входят экстенсивные наблюдения астероида и измерение его характеристик, а также сброс на Рюгу посадочных роботизированных модулей Rover-1A и Rover-1B, сброс модуля MASCOT, касание самой «Хаябусой» поверхности астероида с целью сбора образцов грунта и бомбардировка астероида для создания на нем искусственного кратера.

Теперь в программе «Хаябусы-2» осталось ровно одно крупное предприятие — повторная посадка на астероид в районе созданного кратера и взятие новых образцов грунта.

Темные участки — выброшенные взрывом подповерхностные осколки, смесь из пород, залегающих на глубине до метра. С01-С — место предполагаемого приземления. JAXA, University of Tokyo, Kochi University, Rikkyo University, Nagoya University, Chiba Institute of Technology, Meiji University, University of Aizu, AIST

Японцы потратили почти два месяца на то, чтобы подготовиться к этому событию и наконец приняли сегодня (ровно через год после подлета станции к своей цели) решение все-таки идти на вторую посадку. Аппарат несколько раз снижался над квадратом с искусственным кратером, делал снимки изменившегося после взрыва ландшафта и сбросил на Рюгу два целеуказателя, по которым мог бы ориентироваться в ходе приземления (которое происходит в автоматическим режиме, связь с Землей на это время прерывается).

Снимок, сделанный 30 мая при снижении над кратером на высоту 8 метров. JAXA
Снимок, сделанный 30 мая при снижении над кратером на высоту 8 метров. JAXA

Окно для второго приземления закроется в начале июля: Рюгу приближается к точке своего перигелия и уже скоро Солнце нагреет его крайне темную поверхность до температуры выше 100 градусов по Цельсию. После этого «Хаябуса-2» уже не сможет к приблизиться к Рюгу: астероид станет для аппарата слишком горяч.

Второе приземление нужно для того, чтобы собрать образцы подповерхностных пород, которые обнажил взрыв бомбы в апреле. Специалисты JAXA считают, что взрыв рассеял по окрестностям породы, залегавшие на глубине до метра, а слой осколков, покрывающих эту местность, должен быть около сантиметра.

Успех этой операции позволит японцам получить совершенно уникальные образцы — их «партнер и конкурент», американская миссия OSIRIS-REx, которая сейчас находится у одного из тел пояса астероидов, также будет собирать образцы с поверхности, но из глубины извлечь ничего не сможет.

Если второе приземление пройдет для японской станции удачно, связь с ней не будет утеряна и она не получит повреждений из-за каких-либо форс-мажоров (подобных тем, что произошли в ходе миссии первой «Хаябусы»), в конце этого года она уже прибудет к Земле и сбросит на нашу планету капсулу с собранными пробами. После этого «Хаябуса-2» войдет в плотные слои атмосферы и сгорит.

Иван Шунин