Люди «обнюхивают» друг друга при помощи рукопожатий

Люди обмениваются химическими сигналами при рукопожатии, подобно тому как животные обнюхивают друг друга.
Всего в исследовании Ноама Собеля (Noam Sobel) из Института имени Вейцмана в Реховоте (Израиль) и его коллег принял участие 271 доброволец. В одном из экспериментов испытуемые по одному приходили в лабораторию, некоторое время ждали, затем знакомились с одним из 20 экспериментаторов, после чего участников эксперимента оставляли в одиночестве на три минуты. Весь процесс снимали скрытые камеры.

При знакомстве экспериментаторы пожимали руку некоторым испытуемым, а некоторым — не пожимали. Тех, кто во время ожидания использовал, например, мобильные телефоны, ученые исключили при обработке результатов. В результате получилось, что «рукопожатых» испытуемых было 80, а тех, кому экспериментаторы не пожимали при знакомстве руки, — 73.

Просмотрев записи, ученые увидели, что люди довольно часто подносили руки к лицу в районе носа (22% времени), когда сидели одни и просто ждали. А после рукопожатия время, которое правая рука проводила в районе носа, увеличилось более чем на 100%. Однако этот эффект наблюдался, только когда испытуемый здоровался с экспериментатором своего пола.

Чтобы доказать, что люди именно нюхают руки после рукопожатия, а не просто подносят их к лицу, Собель и его коллеги также измеряли поток воздуха, вдыхаемого испытуемыми. Эти исследования показали, что когда люди подносили руки к лицу в районе носа, поток вдыхаемого воздуха удваивался.

Кроме того, экспериментаторы также пожали руки 10 добровольцам, надев стерильные хирургические перчатки. Исследование оставшихся на перчатках молекул показало, что среди них есть сквален — вещество с сигнальной функцией у разных видов животных, включая собак и крыс, пальмитиновая кислота — вещество, участвующее в коммуникации как у млекопитающих, так и у насекомых, и геранилацетон, который есть в человеческих выделениях, но до сих пор считался химическим сигналом только у насекомых.

«Рукопожатия приняты в разных культурах и в разные исторические периоды, хотя как они появились, остается неясным, и распространенное объяснение, которое гласит, что цель этого жеста — продемонстрировать отсутствие оружия в руках, слабо подтверждается научными исследованиями», — пишут ученые в своей статье, опубликованной в журнале eLife.