Гусеницы научились подчинять муравьев для защиты от хищников

Ученые из Университета Кобе (Япония) обнаружили, что гусеницы Narathura japonica для своей защиты используют муравьев-телохранителей. Гусеницы привлекают муравьев специальными веществами, которые содержатся в слизи и ради которых те становятся «гусеничными охранниками».
Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology. Коротко о работе пишет NewScientist
.

Ученые разделили муравьев Pristomyrmex punctatus на две группы: первой было разрешено контактировать с гусеницами, тогда как вторая группа была изолирована. Муравьи, которые хоть раз попробовали выделяемую гусеницами слизь, никогда больше не возвращались в гнездо, а все время сопровождали новообретенного «хозяина». Более того, в природе они нападали на естсественных врагов гусениц — пауков и ос, защищая источник слизи от опасности.

Исследователи выяснили, что вещества, содержащиеся в слизи гусениц, влияют на уровень дофамина, гормона, который вызывает чувство удовольствия. Ученые также обнаружили, что это связано с действием резерпина, который блокирует транспортировку этого гормона.

По мнению авторов работы, такой вид взаимоотношений гусениц и муравьев является манипулятивным паразитизмом, однако не все их коллеги согласны с такой точкой зрения. Если жидкость, выделяемая гусеницей, достаточно питательна, то такой вид взаимоотношений также выгоден и муравьям, поэтому его нужно рассматривать не как паразитизм, а как мутуализм.