Амадины сохранили черные головы благодаря стрессу красноголовых. Красные головы остаются у их обладателей благодаря популярности у самок

Ученые выяснили, почему среди обитающих в Австралии гульдовых амадин встречаются птицы как с красной, так и с черной головой. Оказалось, что дело в балансирующем отборе, который не дает исчезнуть конкурирующим признакам.
Гульдовы амадины Coulanges / Shutterstock
Гульдовы амадины
© Coulanges / Shutterstock

Гульдова амадина (Erythrura gouldiae) — маленькая птичка из семейства вьюрковых ткачиков, живущая только в Австралии. Люди часто держат ее в неволе благодаря красивому внешнему виду. В дикой природе чаще встречаются гульдовые амадины с черной головой, а в неволе, благодаря усилиям заводчиков, — с красной, потому что людям такой цвет нравится больше. Несмотря на небольшое количество красноголовых амадин, в дикой популяции они не исчезают, хотя, казалось бы, естественный отбор должен был с этим что-то сделать.

Как правило, если в популяции одного вида есть формы с каким-либо различающимся признаком, это приводит либо к исчезновению одной из форм, либо к появлению двух разных видов. При самой известной, описанной еще Дарвином, форме отбора — движущей — в популяции из-за мутации появляется какой-нибудь признак , который повышает приспособленность вида. Особи с этим полезным признаком выживут с большей вероятностью, чем остальные, и оставят потомство.

В результате только они передадут свои гены дальше, и через некоторое время вся популяция будет состоять из их потомков, носителей полезной мутации, и, соответственно, признака. Классический пример из учебников — бабочки пяденицы (Geometridae), которые «почернели» после индустриальной революции в Великобритании, потому что таким образом они лучше сливались с потемневшими от заводского дыма стволами деревьев. Светлые пяденицы в таких местах исчезли, потому что слишком светились на темном фоне.

Другой вариант — дизруптивный, или разрывающий, отбор, при котором два разных признака одного и того же вида приводят к образованию двух разных видов. Например, растения погремка большого (Rhinanthus alectorolophus) цветут на протяжении всего лета, но покос приводит к тому, что популяция делится на две расы — ту, что цветет рано, до сенокоса, и ту, что зацветает уже после него. Промежуточные варианты исчезают совсем. В перспективе это может привести к разделению вида на два, не скрещивающихся друг с другом.

Читайте также: «Мы на правильном пути». Ричард Докинз — об эгоистичном гене, мемах и своей атеистической борьбе

С гульдовой амадиной не случилось ни того ни другого, хотя у нее встречаются особи с красной, черной и (изредка) желтой головами. Ученые из Шеффилдского университета секвенировали геном этих птиц и исследовали участок, который отвечает за цвет перьев на голове. Выяснилось, что он находится на половой хромосоме. Внутри популяции амадин у птиц с разным цветом головы этот участок очень отличался — сильнее, чем весь остальной геном.

Тем не менее сравнение с геномами других представителей семейства вьюрковых ткачиков показало, что этот участок существует очень давно (сколько именно, ученые сказать не смогли). Это значит, что при таком черно-красном разнообразии в популяции амадин есть стабильность.

Ученые пришли к выводу, что имеют дело с еще одной разновидностью отбора — балансирующей. При нем популяции нужны оба варианта, и ни один не отбраковывается, а сама она не разрывается, как при разрывающем отборе.

Красные самцы амадин по какой-то причине пользуются большей популярностью у самок, и, как пишут авторы, самки обеих форм отдают предпочтение красноголовым самцам. К тому же ген красной головы доминантный и всегда одолеет ген черноголовости, доведись им встретиться в одной зиготе. Но, как показали предыдущие исследования гульдовых амадин, красноголовые самцы чаще нервничают, что плохо сказывается на их репродуктивных возможностях. Черноголовые самцы тут остаются в выигрыше, хотя нравятся самкам меньше.

Как было сказано выше, у амадин бывает еще и желтая голова. Но это случается крайне редко. Ген, отвечающий за желтый окрас, находится не на половой хромосоме, и ученые не знают, почему он все еще не исчез.