Самки орангутанов могут кормить детенышей молоком более восьми лет

Ученые из Австралии и США на основе исследования биомаркеров из зубов орангутанов выяснили, что грудное вскармливание у этих обезьян, живущих в дикой природе, может продолжаться до девяти лет.

Орангутаны ведут довольно скрытый и уединенный образ жизни. Большое количество времени они проводят, сидя на деревьях высоко над землей. Это создает определенные трудности в их изучении в дикой природе. Просто наблюдая за ними, ученым было трудно определить, до какого возраста продолжается кормление самками орангутанов своих детенышей. Как предполагали зоологи, период грудного вскармливания очень длинный и продолжается дольше, чем у любых других млекопитающих.

В новой работе ученые получили твердые данные, касающиеся продолжительности грудного вскармливания орангутанов. Для своего исследования они взяли коренные зубы (моляры) четырех молодых орангутанов двух видов (Pongo pygmaeus и Pongo abelii), живших на островах Борнео и Суматра. При помощи метода масс-спектрометрии, который позволяет определять присутствие в костных тканях даже малых количеств отдельных элементов, ученые проанализировали химический состав зубов обезьян. Их интересовал элемент барий, который тесно связан с кальцием, — когда детеныш пьет молоко матери, в его зубах накапливается барий. И по уровням содержания этого элемента можно прочесть «историю» кормления грудью почти так же, как определяют возраст деревьев по кольцам их стволов.

Данные по содержанию бария в зубах показали, что в течение первого года жизни орангутаны кормятся почти исключительно молоком. После этого количество бария снижалось, свидетельствуя, что орангутаны после года жизни начинают есть твердую пищу. Причем ученые обнаружили интересную закономерность: грудное вскармливание показывало цикличность, то пропадая, то возобновляясь снова. Биологи связали эти циклы с сезонами, когда фруктов было много и когда они почти исчезали.

Как пишут исследователи, «самки орангутанов кормят своих детенышей на протяжении нескольких лет из-за экстремальных и непредсказуемых промежутков внутригодовых колебаний доступности фруктов». Это вынуждает их вновь и вновь кормить молоком своих повзрослевших детенышей, чтобы те не умерли от голода. Так может продолжаться до девяти лет — самый крайний высокий показатель бария был найден в зубах орангутана, прожившего 8,8 года. Он питался молоком матери всего за несколько месяцев до своей смерти.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Ранее ученые выяснили, что орангутаны, как и шимпанзе, понимают, когда кто-то другой заблуждается.

Змеиные терморецепторы сделали нейроны рыбок управляемыми

Ученые из нескольких российских институтов встроили в нейроны рыбки рода данио змеиные белки, реагирующие на колебания температуры, что позволило выборочно стимулировать нервные клетки в глубоких слоях тканей инфракрасным излучением.

Точечная стимуляция нейронов мозга без использования лекарств и операций может помочь в лечении таких заболеваний, как болезнь Паркинсона, депрессия и эпилепсия. Попытки выборочно стимулировать нужные нейроны предпринимались и ранее: в 2005 году ученым удалось сделать нервные клетки чувствительными к свету, изменив их с помощью генно-инженерных методов. Тогда американские исследователи создали методику оптогенетики: они «вживили» в нейроны светочувствительные белки-рецепторы и включали эти измененные нейроны, облучая их светом.

В данном случае ученые из Института биоорганической химии РАН, Института высшей нервной деятельности и физиологии РАН, МГУ и нескольких других научных организаций использовали метод термогенетики: они взяли белки-рецепторы, чувствительные не к свету, а к изменениям температуры — терморецепторы змей TRPA1, которые отвечают за тепловое зрение, то есть способность некоторых змей «видеть» теплые объекты на расстоянии.

Вначале ученые изменили нейроны мышей и в экспериментах с ними обнаружили, что измененные нейроны, несущие TRPA1, активируются при облучении их инфракрасным лазером. Затем, чтобы подтвердить, что измененные нейроны чувствуют тепло и это отражается на поведении животных, исследователи провели эксперимент на рыбках данио-рерио (Danio rerio). Подопытных разделили на две группы: в одной были рыбки, у которых в нейроны, чувствительные к прикосновению, встроили змеиные терморецепторы TRPA1, а в другой — рыбки без терморецепторов. Исследователи повышали температуру тела рыб с помощью пучка инфракрасного света. В ответ на это экспериментальные рыбки испытывали ложное чувство прикосновения в месте, которое облучали, и пытались уплыть, делая рефлекторный мах хвостом. Рыбки без терморецепторов никак не реагировали на облучение.

Изображение: Снежана Мажекенова

Найдена еще более прозрачная «прозрачная лягушка»

Ученые из университетов Эквадора и США описали новый вид лягушки из рода Hyalinobatrachium. Через ее прозрачную грудь можно разглядеть полупрозрачное сердце.

Семейство стеклянных лягушек Centrolenidae насчитывает 151 вид. В него входит 12 родов и одна категория неизвестной таксономии. Стеклянные лягушки живут в тропических лесах Южной Америки, в основном на территории Эквадора. Сверху они выглядят как обычные лягушки, но нижняя часть их тела — брюшко и грудь — полностью прозрачны, так что через них прекрасно видно все внутренние органы. Найденная амфибия относится к роду Hyalinobatrachium, насчитывавшему 30 видов.

Вновь найденный вид можно отличить по маленьким темно-зеленым пятнам на спине и на голове и по специфическому, довольно протяжному кваканью на определенной частоте. Кроме того, у них прозрачны не только брюшко и грудь, но и перикард — наружная оболочка сердца.

Стеклянная лягушка Hyalinobatrachium yaku. Фото: Jaime Culebras and Ross Maynard

Новый вид назвали Hyalinobatrachium yaku. «Yaku» в переводе с языка местного племени кечуа означает «вода». Такое название ученые выбрали, потому что вода, а точнее медленные ручьи, — основная среда размножения стеклянных лягушек. [ ... ]

Синицы присматриваются к соседям при поисках дома

Ученые из Великобритании пришли к выводу, что самцы большой синицы (Parus major) выбирают похожих по характеру соседей, когда присматривают место для гнезда.

По словам ученых, индивидуальные особенности характера животных могут заметно влиять на социальную структуру популяций, но вот исследований, которые были бы посвящены связи между характером животных и их расселением по территории, мало.

Ученые из Оксфордского университета провели такое исследование, выбрав в качестве объекта синиц. Они исследовали популяцию из Уайтам-Вудс — лесистой местности неподалеку от Оксфорда. Наблюдения за синицами там ведутся с 1947 года, все места гнездования известны, а всех птиц окольцовывают.

Чтобы изучить, как на расселение птиц по лесу влияет их характер, ученые сначала установили, какой характер бывает у синиц. Они разделили птиц по степени их смелости, которая выражается в том, насколько птицы подвижны, предприимчивы и любопытны. Для этого они ловили подопытных (и самок, и самцов) и помещали их на восемь минут в незнакомую для них комнату с пятью насестами. Ученые наблюдали, как синицы скакали с одного насеста на другой и летали по комнате, и отмечали разницу — некоторые птицы были подвижнее и смелее других.

Ученые распределили птиц по «шкале смелости» и затем в течение шести сезонов наблюдали за тем, какие места для гнезд они занимают. Результаты показали, что более робкие самцы выбирают места для гнезд среди похожих на них несмелых особей, а более агрессивные и смелые птицы, соответственно, селятся ближе друг к другу. Интересно, что у самок такое распределение отсутствует, и они, как считают ученые, распределяются по лесу, просто выбирая себе тех или иных партнеров и следуя за ними. [ ... ]