Грибы шиитаке стали основой для создания «электронного носа»

Ученые из Института радиотехники и электроники и Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН выяснили, что гриб можно использовать для создания так называемого «электронного носа», то есть газоанализатора.

Гриб шиитаке (Lentinula edodes) — сапротрофный макромицет, то есть для своего развития этот гриб использует органические вещества отмерших растений. В природе шиитаке растет в Юго-Восточной Азии на мертвой древесине лиственных пород, в России встречается на древесине дуба монгольского и липы амурской.

Этот гриб — популярный ингредиент блюд китайской кухни — оказался полезен и для совсем других задач. Российские ученые выяснили, что мицелий этих грибов реагирует на мельчайшие примеси опасных паров аммиака и формальдегида в воздухе.

Принцип работы датчика на основе пленки из мицелия гриба шиитаке довольно прост: когда в воздухе увеличивается содержание определенного газа, химический состав мицелия меняется, а значит, меняется его упругость или электропроводность. Если эту пленку поместить на акустический датчик, он зафиксирует это изменение. Чувствительность мицелия грибов к изменению состояния атмосферы значительно выше, чем у человеческого носа. Такой «грибной анализатор» может зафиксировать изменение концентрации опасных газов на доли процента и предупредить об опасности.

Главной задачей будущих исследований будет настроить «нос» на обнаружение конкретных газов, ведь грибы могут реагировать на несколько химических примесей в воздухе. Следующим шагом станет создание прототипов датчиков на основе пленок из различных мицелиев грибов на одной подложке, что позволит продвинуться к созданию полноценного «электронного носа», различающего следы отдельных газов.

Статья ученых опубликована в журнале Sensors And Actuators B-Chemical.

Ранее ученые выяснили, что и в целебных свойствах российский шиитаке не уступает японскому.