Общий вид раскопа в Саровском городище на уровне завершения работФото предоставлено пресс-службой института археологии РАН

Город Саров оказался столицей эрзян

Пургасова волость — так именовалась в летописях территория, которую занимал народ эрзяне, возглавляемый Пургасом. В дальнейшем на этих землях возник город Саров, в котором экспедиция Института археологии РАН в этом году проводила спасательные раскопки и обнаружила много интересного.

Участники Волжской экспедиции Института археологии РАН в этом году провели спасательные раскопки на месте саровского Свято-Успенского монастыря. Ученые обнаружили там предметы быта мордовских племен до первой половины XIII века, памятную мемориальную доску, изготовленную в честь канонизации Серафима Саровского, и парное захоронение мужчины и женщины — героя войны 1812 года, генерала от инфантерии Бориса Полуектова и его жены, говорится в сообщении пресс-службы Института археологии РАН.

Точная дата основания Сарова неизвестна. Официальным днем рождения города считается 16 июня 1706 года, когда был освящен первый храм Саровской обители. Однако поселение там существовало еще задолго до этого. В 1940-х годах в Сарове был организован Всесоюзный научно–исследовательский институт экспериментальной физики, который вел работу над созданием ядерного оружия, поэтому город относится к закрытым административно-территориальным образованиям страны. Из-за этого и археологические раскопки на его территории проводятся очень редко. Более того, храм Живоносного источника в составе саровского монастыря будут восстанавливать (в 1954 году он был взорван), поэтому этим летом археологи и проводили спасательные раскопки на его территории.

Еще в 1990 году ученые ИА РАН открыли в месте впадения реки Саровки в реку Сатис крупнейшее средневековое укрепленное поселение мордвы XII—XIII веков — Саровское городище. Его площадь около 44 га. Судя по данным прошлых раскопок, это было процветающее поселение, окруженное пятью линиями оборонительных сооружений. Его жители изготавливали керамику, предметы из железа и цветных металлов и занимались ткачеством. А найденные там предметы из Волжской Булгарии и древнерусских княжеств свидетельствуют о развитых торговых связях поселения. Однако в первой половине XIII века, согласно данным прошлых раскопок, поселение было разгромлено из-за нападения и прекратило существование.

Находки этого года позволили ученым установить, как именно погибло поселение. Оказалось, во время его штурма ожидаемо случился пожар. Ученые обнаружили остатки трех сгоревших домов, в одном из которых нашли частично обожженные останки человека, лежащие не в анатомическом порядке.

Кроме того, археологи нашли различные предметы быта: навесные замки, железные ключи, глиняные и каменные пряслица, ножи, пинцет, сюльгамы (пряжки), кольцевые застежки, бубенчики, крупные литые браслеты, амулеты, фрагменты керамики и металлических котлов, а также наконечники копий, гарда от сабли, многочисленные накладки и детали поясной гарнитуры. Почти пятую часть находок составляют бусы из полудрагоценных камней — хрусталя и сердолика. Все это подтверждает предположение, что Саровское поселение могло быть «столицей» одного из территориальных образований объединенных мордовских племен, известного по летописям как Пургасова волость.

После гибели поселения в XIII веке его территория несколько веков была заброшена, и только в конце XVI — начале XVII века там была основана Саровская пустынь, ставшая известной благодаря преподобному Серафиму Саровскому. В середине XVIII века на месте деревянной церкви иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» был построен каменный храм, во время зимних богослужений в него помещали мощи Серафима Саровского. Но после революции 1917 года мужской монастырь Саровская пустынь был закрыт, а в его помещениях располагались детская трудовая коммуна и исправительная трудовая колония.

Изучая фундамент храма, археологи в этом году смогли выделить основные этапы его строительства. Оказалось, что церковь в XIX веке дважды достраивали: в начале века к западному крыльцу храма был пристроен притвор, а в середине века был увеличен объем церкви.

Кроме того, особенный интерес у исследователей вызвали два артефакта. Первый из них — это мраморная мемориальная доска, созданная в честь канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Надпись на ней высечена золотыми буквами. Второй — это обломки камня для изготовления литографий с распространенным в то время для этого места сюжетом из иконографии Серафима Саровского — «Моление на камне». Ученые считают, что камень был изготовлен в 1874 году в Санкт-Петербургской или Московской мастерской. Об этом свидетельствуют тонкость изображения и проработанность деталей.

Но самую интересную и значимую находку археологи сделали на примыкающем к храму некрополе, где хоронили монашествующих и благодетелей обители. Там ученые обнаружили парное захоронение мужчины и женщины. В мужском захоронении сохранились фрагменты военного мундира с эполетами, у каждого погребенного на правой руке было найдено по золотому обручальному кольцу с выгравированными надписями на внутренней стороне — «Л. Ф. К. Г. Б. В. П. ноября 4 дня 1817» в мужском захоронении и «Б. В. П. Л. Ф. К. Г. ноября 4 дня 1817» — в женском.

Эти находки и анализ архивов позволили ученым точно идентифицировать погребенных: в склепе были похоронены генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуектов (1.07.1779 — 6.10.1843) и его супруга, княжна Любовь Федоровна Гагарина (1793 — 21.04.1862).

«Из архивных материалов, предоставленных саровским историком Валентином Степашкиным, мы узнали, что около алтаря храма был похоронен генерал с супругой. И когда в одном из кирпичных склепов мы нашли парное захоронение, кольца с аббревиатурой и остатки генеральского мундира, мы смогли с уверенностью сказать, оно принадлежит генералу от инфантерии Борису Владимировичу Полуектову и его супруге, княжне Любови Федоровне Гагариной», — сказал сотрудник Волжской экспедиции Института археологии РАН Сергей Милованов, которого цитирует пресс-службе ИА РАН.

Борис Владимирович ПолуэктовФото: Wikimedia commons / CC BY-SA 4.0

Генерал от инфантерии Полуектов был известным военным деятелем первой половины XIX века. Он прошел почти через все знаковые сражения того времени: принимал участие в битве под Аустерлицем и Бородинской битве, участвовал в Заграничном походе и дошел с своим полком до Парижа. Портрет Полуектова можно увидеть в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге среди трехсот тридцати двух портретов военачальников русской армии — участников кампаний 1812—1814 годов. Он скончался 6 октября 1843 года в Варшаве и был привезен для захоронения в Саровскую пустынь как благотворитель.

Ученые продолжают исследование и других останков некрополя.

«Исследование будет вестись в тесном сотрудничестве с антропологами и историками, чтобы идентифицировать по возможности другие захоронения. После антропологического изучения все останки будут перезахоронены на территории Саровского монастыря», — отметил Милованов.

Так сейчас выглядит пейзаж тех мест, где много тысяч лет назад стояла крепость УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН

Российские археологи уперлись в Великую Бактрийскую стену

Исследование небольшой крепости привело ученых к пониманию, что она была лишь частью громадной оборонительной системы

Древняя пограничная крепость оказалась частью протяженной системы укреплений, пронизывавших всю границу обширного древнего царства Бактрии — исторической области на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.

Ученые Института археологии РАН вместе с Институтом искусствознания (Узбекистан) исследовали бактрийскую пограничную крепость Узундару и доказали, что она была частью большой фортификационной системы, прикрывавшей древнее государство в III веке до нашей эры от набегов кочевников. Соответствующий пресс-релиз поступил в редакцию «Чердака».

Древнее Греко-Бактрийское царство существовало в 250—125 годах до нашей эры и было одним из древнейших государств того времени. Особо выделял его среди соседей синтез восточных и западных культурных признаков — например, буддизма и типично эллинистических скульптур. Однако в силу гибели многих письменных источников, связанных с его историей, известно о нем довольно мало, что делает любые новые археологические находки весьма ценными.

В результате раскопок 2018 года ученые полностью вскрыли цитадель крепости и получили богатый археологический материал. Оказалось, что это первый и пока единственный образец восточной эллинистической крепости этого периода. Крепость поддерживала значительные гарнизоны на протяжении 150 лет подряд. История ее началась в IV веке до нашей эры, когда эта территория относилась к Бактрии, отдельной сатрапии Персидской империи. В 329 году до н.э. она вошла в состав империи Александра Великого, а после его смерти и войны полководцев Александра стала частью царства Селевкидов — самого крупного эллинистического государства на Востоке. При наместнике Диодоте царство стало самостоятельным.

Находки из УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН

Древние мигранты с Ближнего Востока заселили Европу своими собаками

Это показала митохондриальная ДНК одомашненных потомков волков.

Сотрудники Зоологического института РАН и различных исследовательских учреждений Великобритании, Швеции, Франции, Румынии и других стран определили, каких собак разводили неолитические выходцы с Ближнего Востока, попав в Европу. Оказалось, что при миграции они брали собак с собой, так что после колонизации этого континента земледельцами из Плодородного полумесяца и близлежащих территорий генофонд европейских собак заметно поменялся. Научная статья по итогам исследования опубликована в журнале Biology Letters.

Авторы статьи исследовали ДНК из митохондрий 99 образцов останков собак из 37 точек раскопок со всей Евразии (хотя большая их часть была обнаружена в Европе). Возраст находок, чей митохондриальный геном секвенировали, составлял от 3 (Бронзовый век в Европе) до 15 тысяч лет (поздний палеолит). Неолитическое расселение жителей Ближнего Востока происходило 10−9 тысяч лет назад. Ученые определяли митохондриальные гаплогруппы животных — группы особей, в пределах каждой из которых набор генов в митохондриях имеет практически одинаковый состав.

Выяснилось, что до неолита европейские собаки в основном принадлежали к гаплогруппе С. В это же время ближневосточные животные чаще всего имели митохондриальную ДНК гаплогруппы D. В находках собак в Европе возрастом менее 10 тысяч лет также обнаруживаются особи, принадлежащие к гаплогруппе D, притом среди останков одного и того же возраста собак митохондриальной гаплогруппы D больше в Южной Европе, чем в Центральной, и тем более в Западной и Северной.

Такие результаты хорошо согласуются с гипотезой, что выходцы с Ближнего Востока при расселении по Европе брали собак с собой. Логично, что сначала эти люди и их питомцы прошли через юго-восток Европейского континента, а его западной и северной оконечностей достигли существенно позже. Вероятность того, что собаки митохондриальной гаплогруппы D попали в Европу без участия человека, мала: слишком быстро росла доля таких животных в неолите и после него. Чтобы достичь такой же доли животных гаплогруппы D только за счет дрейфа генов, потребовалось бы смена около 700 поколений собак, то есть примерно 2800 лет. [ ... ]

Челюсть монахини из ДалхеймаMonica Tromp

Ультрамариновый зубной налет выдал в монахине средневекового иллюстратора

Это самое древнее свидетельство того, что женщины участвовали в иллюстрировании средневековых книг

Скелет, предположительно принадлежавший монахине, был обнаружен еще в 2014 году в немецком городе Далхейм. Но только сейчас удалось подтвердить, что синие пятна на зубах женщины оставил ультрамарин. Останки датируют примерно XI веком нашей эры. Это самое раннее свидетельство того, что женщинам доверяли задачи, которые поручались наиболее искусным писцам.

О прошлом Далхеймского монастыря мы знаем совсем немного, лишь по отдельным упоминаниям в литературе, собственная библиотека монастыря не сохранилась. Еще меньше известно о монахинях, которые жили там в Средние века. Несмотря на то что многие женские монастыри занимались переписыванием и иллюстрированием книг, монахини редко подписывали свои работы. Даже в сохранившихся собственных библиотеках меньше 1% всех книг, созданных до XII века, подписаны женскими именами.

Сохранившиеся стены церкви, связанной с женским монастырем в ДалхеймеChristina Warinner

В 2014 году в Далхейме обнаружили скелет женщины, жившей приблизительно в XI веке, с необычными голубыми пятнами на зубах. Международная группа ученых разобралась с содержимым этого подозрительного налета. Для этого они очистили бляшки зубного камня, разрушили их ультразвуком и с помощью спектроскопии определили их химический состав. Свой вердикт они опубликовали в Science Advances: это пигмент ультрамарин.

Увеличенное фото частиц ультрамарина в зубном налете, снятом с челюсти монахини из ДалхеймаMonica Tromp