В США допустили возможность исследований по редактированию генома половых клеток человека

Академия наук и Академия медицинских наук США выпустили доклад, в котором признали, что редактирование генома половых клеток человека может быть официально разрешено, но под строгим контролем и только в медицинских целях.

Сейчас в США, как и в большинстве стран мира, запрещено вмешательство в геном стволовых и половых клеток, а также эмбрионов, хотя в ряде стран таких ограничений нет. В докладе «Human Genome Editing: Science, Ethics, and Governance», который подготовили две американские академии наук, говорится, что в будущем редактирование генома половых клеток человека может быть разрешено, но только под строгим контролем и только для лечения.

«Редактирование генома эмбрионов и половых клеток (удаление, добавление, перемещение фрагментов ДНК) сегодня не готово к испытанию на людях. Для клинических испытаний требуется много дополнительных исследований, чтобы просчитать все возможные риски. Однако, технология развивается очень быстро, так что редактирование генома эмбрионов, яйцеклеток, сперматозоидов или стволовых клеток в обозримом будущем — реалистичная возможность, которая заслуживает серьезного обсуждения», говорится в сообщении, которое подготовила Академия наук США.

Главные условия — редактирование генома только для лечения или борьбы с инвалидностью, а также доступ общественности к принятию решений по этому вопросу.

Так как возможности, которых достигла генная инженерия, начали вызывать озабоченность политиков, составители доклада подготовили для них семь принципов, которыми нужно руководствоваться, управляя процессом исследований или применения этой технологии.

В эти принципы входит: обеспечение пользы и предотвращение вреда от применения генного редактирования; доступность информации для всех участников процесса; применение редактирования только при наличии достаточных и надежных данных; соответствие высочайшим стандартам научных исследований и международных норм; уважение к личности, к которой применяется редактирование; равное распределение пользы и рисков во всех случаях; сотрудничество на международном уровне, и уважение к культуре каждой страны.

Отметим, что клинические испытания на соматических клетках, то есть, тех, которые не могут передавать наследственную информацию, уже ведутся. Такая терапия влияет только на самого пациента, но не на его потомство. В то время как редактирование генома половых клеток и эмбрионов влечет изменения в генах следующего поколения. Такая процедура в исследовательских целях разрешена сегодня только в двух странах: в Китае и Великобритании.

Авторы доклада подчеркивают, что применять технологию на практике нужно только для лечения или предотвращения болезней или инвалидности. Они рекомендуют политикам не разрешать редактирование генома для улучшения или изменения качеств здорового человека.

Напомним, редактирование генома — это внесение точечных изменений в ДНК, с целью придать вызвать заданные изменения в геноме живых клеток и, таким образом, изменить свойства организма. На сегодняшний день самая передовая и эффективная такая технология — это CRISPR/Cas9, базирующаяся на иммунной системе бактерий. С помощью нее в 2016 году китайские медики впервые отредактировали геном взрослого человека.

Шизофрению можно облегчить никотином

Ученые выяснили, что никотин способствует восстановлению нормальной активности префронтальной коры головного мозга у людей, больных шизофренией.

Психиатры давно отметили тот факт, что люди, страдающие шизофренией, страдают и от никотиновой зависимости. Для больных это своеобразное самолечение, которое компенсирует дефекты мозговой деятельности, вызванные болезнью, и борется с побочными эффектами терапии, например состояниями транса, потерей мотивации. Группа ученых из Франции, Германии, США и России расшифровала механизм действия никотина на клетки префронтальной коры с помощью эксперимента на мышах.

Префронтальная кора головного мозга отвечает за психические процессы познания и действия, такие как рабочая память, принятие решений. Нарушения в этом участке мозга сопровождаются психическими расстройствами, например шизофренией и сильной тягой к курению.

У здорового человека активность префронтальной коры регулируется нейротрансмиттерами — веществами, передающими сигнал от одной нервной клетки к другой через никотиновые ацетилхолиновые рецепторы. Эти рецепторы задействованы в самых разных функциях центральной нервной системы: контроле произвольных движений, памяти, внимании, сне, тревожности. Если же человек болен шизофренией, роль ацетилхолина берет на себя никотин, и уже он вызывает отклик никотиновых рецепторов.

Проводя эксперимент, исследователи ввели мышам человеческий ген CHRNA5, который кодирует подгруппу никотиновых рецепторов. Как показали недавние исследования, мутации в этом гене могут приводить к когнитивным расстройствам у больных шизофренией и к табакозависимости. Что и доказало введение CHRNA5 мышам, вызвав у них нарушения в поведении и сенсомоторных функциях. Проанализировав полученные данные, ученые констатировали: мутировавший CHRNA5 уменьшает активность клеток префронтальной коры головного мозга. Исследователям удалось точно указать, какие клетки были затронуты генетической мутацией. Речь идет об интернейронах, которые устанавливают связи между нейронами. [ ... ]

Биологи продлили жизнь мышам, не меняя гены

Ученые из Института биологических исследований Солка продлили жизнь стареющим мышам с помощью частичного перепрограммирования клеток. Они использовали эпигенетические факторы, которые влияют на работу генов, не меняя последовательность ДНК.

Сейчас для того, чтобы из обычных (соматических) клеток сделать стволовые, которые не специализированы ни под одну задачу, используют транскрипционые факторы Яманаки, четыре белка, которые влияют на экспрессию генов, связанных с процессами дифференцировки клеток. То есть, если в любую клетку, например в клетку слизистой, ввести факторы Яманаки, она превращается обратно в стволовую, которая затем может стать любой клеткой — нервной, мышечной, эпителиальной и так далее. За открытие четырех факторов японский ученый Синъя Яманака получил Нобелевскую премию по медицине в 2012 году.

Ученые провели эксперимент, чтобы выяснить, как влияет на живой организм не полное, а частичное перепрограммирование, которое не полностью превращает соматические клетки в стволовые. Они взяли мышей с мутацией в гене Lmna, которая приводит к преждевременному старению и смерти как мышей, так и человека. Ученые ввели мышам с помощью вируса факторы Яманаки и обнаружили, что в клетках стало меньше признаков старения, которые появляются из-за мутации в гене Lmna, например повреждений ДНК и дефектов оболочки ядра. Кроме того, у мышей улучшилось состояние желудочно-кишечного тракта, почек, кожи, сердца и кровеносных сосудов.

Благотворные изменения продлили жизнь мутантным мышам в среднем до 24 недель. Контрольная группа мышей с той же мутацией, которым не вводили факторы Яманаки, погибла в течение 18 недель. Однако при слишком интенсивном использовании факторы Яманаки обращали вспять дифференциацию клеток и приводили к появлению опухолей.

По мнению ученых, дальнейшие исследования эпигенетических факторов, возможно, помогут замедлить старение и продлить человеческую жизнь. [ ... ]

Сперма снижает женский иммунитет, чтобы увеличить шансы на оплодотворение

Австралийские исследователи показали, что семенная жидкость обладает иммуноподавляющими свойствами, которые облегчают наступление беременности. Это происходит за счет регуляции уровня Т-лимфоцитов, отвечающих за интенсивность иммунного ответа.

В эксперименте ученые позволили одной группе самок лабораторных мышей спариваться с самцами по одному разу, а другой — четыре раза подряд. После этого мышам давали противозачаточные препараты, чтобы мыши не забеременели, и исследовали уровень

регуляторных Т-клеток

. Это один из типов лимфоцитов, отвечающих за регуляцию силы иммунного ответа, и в некоторых работах была показана связь низкого уровня регуляторных Т-лимфоцитов с проблемами во время беременности. При слишком сильном иммунном ответе организм матери воспринимает плод как чужеродный организм и старается от него избавиться.

Через 3,5 дня после последнего спаривания у мышей измеряли уровень регуляторных Т-клеток в матке и в лимфоузлах рядом с аортой. После четырех спариваний уровень Т-регуляторных клеток оказался в шесть раз выше, чем после одного, — как в матке, так и в лимфатических узлах. Спаривание с самцами, которым хирургически подавили способность производить семенную жидкость, того же эффекта не дало. Так исследователи пришли к выводу, что сперма обладает иммуноподавляющим действием, которое, по мнению ученых, упрощает наступление беременности. [ ... ]