Глобальное потепление разблокирует запасы углерода в вечной мерзлоте

Международная команда, в которую входят ученые из России, обнаружила, что заметное потепление климата на планете и таяние в северных широтах вечной мерзлоты запустит цепную реакцию, результатом которой станет значительный выброс углерода в атмосферу.

Запасы органического углерода в почве в три раза больше, чем в атмосфере, и удерживаемый почвами углерод играет важную роль в регулировании климата на планете. Его резкое высвобождение повлечет сильные климатические изменения, связанные с увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере. Ранее ученые исследовали в основном почвенный углерод, находящийся в тропиках и умеренных широтах. Но открытия последних лет показали, что в почвах, скованных вечной мерзлотой, содержится гигантское количество почвенного углерода — около 50% от общего количества, около 1300 гигатонн.

В новой работе команда ученых проанализировала, что будет со всем этим углеродом при глобальном потеплении. Они обнаружили, что таяние вечной мерзлоты запустит цепную биологическую реакцию, в результате которой скованный мерзлотой углерод начнет высвобождаться.

Химический анализ северных почв показал, что в них содержится совсем небольшое количество нейтральных сахаров, продуктов жизнедеятельности микробов и, напротив, много производных лигнина. Лигнин — вещество растительного происхождения, входящее в состав растительных клеток, устойчивое к переработке микробами. Для его деградации необходимо наличие кислорода и специализированные микроорганизмы, актинобактерии и другие. Это соотношение лигнина и нейтральных сахаров показывает, что сейчас органическое вещество надежно заблокировано в мерзлоте и недоступно для микробов.

Но, как говорят ученые, все может измениться с таянием вечной мерзлоты. Доступ кислорода и изменение влажности приведут к деградации лигнина. В результате этого в почве будут накапливаться сахара растительной природы, а это подходящий субстрат для микробного разложения. Конечным итогом этих процессов станет высвобождение большого количества углерода в атмосферу, который еще более усилит парниковый эффект.

«Таким образом, наши результаты показывают относительно большое содержание получаемого из растений органического углерода в почве, которое стабилизируется текущими почвенными условиями окружающей среды. Но углерод может стать доступным для разложения, если деградация вечной мерзлоты вызовет дренирование почвы и увеличение содержания кислорода», — пишут авторы работы.

В исследовании приняли участие ученые из Ботанического сада СО РАН (Новосибирск) и Института леса СО РАН (Красноярск).

Исследование опубликовано в журнале Soil Biology and Biochemistry.

Также из-за изменения климата ученые прогнозируют рост разрушительных наводнений.