Глобальное потепление парадоксально повлияло на Русскую равнину

Примерно на половине ее территории деградация почв из-за водной эрозии уменьшилась, а на половине — возросла.

Ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова и Казанского федерального университета изучили последствия глобального потепления для эрозии почв сельскохозяйственных земель в европейской части России. Оказалось, что в лесной зоне она заметно ослабела, в то время как в степной — напротив, выросла. Причина этого — в уменьшении разовых, пиковых стоков вод в лесах и их увеличение в степях. Соответствующая статья опубликована в Land Degradation & Development.

Авторы новой работы с помощью моделирования на основе большого объема регулярно собираемых данных оценили изменения в скорости эрозии почв на Восточноевропейской равнине. В европейской части России она в основном определяется водной эрозией, которая напрямую зависит от глобального потепления.

Исследователям удалось показать, что водная эрозия в лесной зоне Восточноевропейской равнины в 1980—2012 годах резко упала — с 7,3 тонны потерянной почвы на гектар в год до 4,1 тонны на гектар в год. Хотя частично за снижение эрозии отвечало запустение бывших сельхозземель (возделываемые земли в России пашут, а после пахоты они сильно уязвимы для эрозии), в большей степени этому падению способствовало глобальное потепление. Из-за него резко уменьшились пики водности весной. Дело в том, что весеннее таяние снегов стало заметно менее масштабным событием. В 1980 году оттепели среди зимы были редкостью, а в 2012 году — едва ли не нормой. В оттепели снег подтаивал, поэтому его скопление к началу весны стало куда меньше, чем было в прошлом.

В степной зоне скорость водной эрозии несколько возросла — с 3,9 тонны до 4,6 тонны почвы на гектар. Парадоксально, но здесь тоже причина была целиком в последствиях глобального потепления. Чем выше температура на планете, тем выше испаряемость и, соответственно, больше осадков. Рост осадков в степи часто происходит в виде сильных летних ливней, смывающих часть почвы.

В то же время общий вектор эволюции водной эрозии стоит назвать скорее положительным: в лесной зоне она замедлилась больше, чем выросла в степной. Суммарное снижение потерь почвы от эрозии в 1980—2012 годах составило 46 процентов — весьма заметная величина. С учетом того, что Восточноевропейская равнина занимает 3,5 миллиона километров, улучшение ситуации с эрозией на ней является достаточно значимым событием, которое заметно повлияет на экологическое состояние обширной области географической Европы.

О том, к чем может привести изменение климата в северной части Баренцева моря, см. в нашей статье «Натиск с запада».

Гуминовый препарат «вылечит» загрязненную почву

Мышьяк, кадмий и другие ядовитые вещества наносят почве куда меньше ущерба, если внести в нее недорогие гниющие растительные остатки.

Ученые из Сколтеха совместно с чешскими коллегами усовершенствовали технологию восстановления почв, загрязненных тяжелыми элементами. Им удалось экспериментально подобрать соединение, внесение которого в загрязненные почвы не только «связывало» подвижность тяжелых элементов, но и стимулировало к самовосстановлению популяцию дождевых червей и микробов. Соответствующая статья опубликована в Сhemosphere.

Тяжелые элементы — от свинца и ртути до более редких актинидов — в последние десятилетия все шире распространяются по планете, и процесс этот вряд ли остановится. Поэтому большую важность приобретают технологии компенсации ущерба от их попаданию в почву, минимизирующие вред от заражения и позволяющие почвенным микробным сообществам восстановиться.

Авторы новой работы опробовали на роль веществ-восстановителей три вида недорогих и широко распространенных кандидатов: биочар (древесный уголь, прошедший специальную обработку), гуминовый препарат (органические вещества, образующиеся при разложении, например, растительной биомассы) и золу. В ходе экспериментов 60 суток подряд исследовалось влияние разных доз углеродсодержащих веществ на химические, биологические и токсикологические показатели почв, загрязненных большими дозами тяжелых элементов (мышьяком, цинком, кадмием и свинцом).

Как оказалось, лучшие результаты давала органика, полученная из отходов растительного происхождения, — гуминовый препарат. Его внесение снижало мобильность тяжелых элементов в почвах. Кроме того, он оказывал благоприятное действие на всю почвенную экосистему, позволяя биологическим видам, живущим в ней, восстановить как общую биопродуктивность, так и число видов. [ ... ]

Сибирский компактный анализатор проверит воду на загрязнения

Новинка использует светящиеся реагенты, начинающие затухать в случае присутствия в воде токсичных компонентов.

Ученые из Сибирского федерального университета и Института биофизики Сибирского отделения РАН создали микроканальный одноразовый микроприбор для проверки качества воды. Это довольно простое и дешевое устройство, однако по чувствительности оно сравнимо с другими методами биотестирования, и при этом гораздо более быстродействующее. Соответствующая статья опубликована в Luminescence: The Journal of Biological and Chemical Luminescence. Работа поддержана грантом РНФ.

Исследователи создали устройства на небольшой пластинке оргстекла (около двух сантиметров) с микроканальцами, в которые помещены иммобилизованные ферменты бактерий Photobacterium leiognathi и Vibrio fischeri. После того как в устройство вводилась капля анализируемой воды с загрязнителями, люцифераза (фермент, катализирующий биолюминесценцию) запускала реакцию, в результате которой канальцы с водой начинали слабо светиться. В ходе эксперимента была проверена чувствительность нового устройства на такие загрязнители, как сульфат меди, 1,3-дигидроксибензол (резорцин) и 1,4-бензохинон.

Оказалось, что чувствительность новинки к ним на уровне типовых биоанализаторов, существующих сегодня, но вот время, необходимое для анализа, у нового датчика не превышает трех минут, тогда как обычно у таких приборов оно достигает пяти часов. По сравнению с существующим экспресс-методом ферментативного биотестирования, использование чипов позволило автоматизировать анализ, тем самым сделать его более доступным. Однако для использования таких детекторов требуется прибор измеряющий слабые потоки света в предложенных чипах (люминометр).  В настоящее время авторы публикации работают над созданием такого портативного прибора, доступного большому числу потребителей. Пока же чипы возможно использовать только в лаборатории.

Отдельно отмечается, что микроканальное устройство легко переносит глубокое охлаждение до -79 градусов по Цельсию без потери своих качеств. Это позволяет перевозить новые датчики в холодильниках и использовать их даже после длительного хранения.  [ ... ]