Глобальная платформа научной информации Dimensions заработала в России

15 января во всем мире, включая Россию, заработала международная платформа научно-технологической информации Dimensions. Она впервые объединила в себе данные по научным грантам, публикациям, отраслевым стандартам и патентам.
Dimensions — это платформа научной информации, которая открывает свободный доступ к более чем 860 млн цитат и 9 млн статей из открытых источников, 124 млн документов, 3,6 млн грантов, 86 млн статей и книг и 34 млн патентов.

«Проект Dimensions — своевременный ответ на давно назревший запрос исследовательской отрасли на максимально полную, инклюзивную информационную платформу для глубокого форсайт-анализа научных и технологических трендов», — сообщил Игорь Осипов, CEO компании Digital Science Россия/СНГ и вице-президент холдинга Digital Science в Европе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Корреспонденту «Чердака» он пояснил, что до настоящего времени у платформы не было аналогов, так как она впервые объединила информацию, которую ранее нужно было искать по 3−4 различным базам данных — по публикациям, патентам, грантам и т.п.

Доступ к этой информации бесплатен, но у платформы также есть аналитическая надстройка, доступ к которой, по словам Осипова, организации и пользователи могут получать за умеренную плату.

«С помощью аналитических возможностей можно, например, провести исследование предметной, патентной области или области финансирования и их связи между собой в контексте разных стран, публикаций по этому финансированию. Или, например, вам необходимо понять, какие области науки сейчас перспективны. Публикации — это немного запоздалый аргумент. По публикациям область может расти. Но мы можем увидеть, что грантами эта область уже не финансируется. Мы можем посмотреть, какие гранты выделяются сейчас, работа по ним будет вестись 3—5 лет, и только потом появятся публикации», — пояснил Осипов.

Он уверен, что платформа может быть инструментом прогнозирования как ученых (в какой области перспективнее работать), так и для руководителей, принимающих решения в сфере научно-технического развития страны.

Платформа создана глобальной компанией Digital Science, открывшей недавно дочернюю компанию в России, в сотрудничестве с шестью ее портфельными компаниями: Altmetric, Digital Science Consultancy, Figshare, Readcube, Symplectic and ÜberResearch — и с экспертным участием более чем сотни университетов и исследовательских фондов со всего мира.

Среди российских партнеров — Российский научный фонд, Фонд содействия инновациям, РАНХиГС, университет ИТМО, Южный, Уральский, Казанский и Дальневосточный федеральные университеты, эксперты «Российской венчурной компании» и другие. Они на разных этапах давали свои оценки и рекомендации по работе и функционалу платформы. Экспертная работа этих организаций продолжится и после запуска Dimensions.

Подробнее о том, какие организации получили гранты для научно-технического развития России, читайте на «Чердаке».

На Ямале обнаружили первый на Земле ледяной вулкан

До сих пор считалось, что криовулканы существуют только на Церере или Марсе, но не на нашей планете.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова изучили обнаруженную на Ямале крупную воронку (диаметр более 20 метров), имевшую неясное происхождение. Оказалось, что она образована не прорывами подземного метана, а из-за процессов криовулканизма, которые, как считалось ранее, существуют лишь на некоторых планетах Солнечной системы. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

В последние четыре года на Ямале находят все больше загадочных воронок, часто довольно большого диаметра. До недавнего времени их происхождение оставалось загадкой. Считалось, что это результат прорывов метана из-под земли, следы своего рода взрывов. Метан, согласно этим гипотезам, мог попасть туда из глубоких подземных месторождений вследствие протаивания прилегающего грунта из-за глобального потепления.

Однако авторы новой работы подошли к проблеме со свежим взглядом. Они изучили признаки промерзания грунтов и структурные особенности льда, встречающиеся в породах близ воронки. Кроме того, они детально исследовали состав талой воды, скапливающейся в воронке, и спутниковые снимки местности до ее образования и после.

Выяснилось, что на самом деле картина взрыва не имеет ничего общего с прорывом метана из подземных месторождений. На снимках за считанные годы перед образованием воронки на ее месте был бугор — выступ, нетипичный для равнинной тундры. Сопоставив это явление с данными анализа самой воронки, авторы работы пришли к выводу, что она возникла в результате ранее неизвестных процессов, которые они назвали криовулканизмом — по аналогии со сходными процессами, идущими на других небесных телах. Следует отметить, что ямальский криовулканизм — биогенного происхождения, что отличает его от абиогенного криовулканизма на иных планетах Солнечной системы. [ ... ]

В России создан сверхкачественный усилитель сигнала для квантовых компьютеров

Российские физики из университета «МИСиС» и двух институтов РАН разработали сверхпроводящий усилитель сигнала для квантового компьютера, который также имеет большой потенциал для использования в различных технических приборах.

Создание квантового компьютера — одна из фундаментальных задач для физики XXI века. По оценкам ученых, квантовые компьютеры будут не только во много раз превосходить по скорости современные вычисления, но и смогут решать задачи, которые не под силу обычным компьютерам, такие как описание сложных физических систем или строения молекул. Во всем мире несколько компаний и научных институтов ведут активные работы по созданию эффективных прототипов квантовых компьютеров. Один из лидеров этой «квантовой гонки» — компания IBM — в прошлом году заявила о создании квантовых прототипов на 20 и 50 кубит.

Кубит (или квантовый бит) — это основной элемент квантового компьютера, элемент для хранения информации. Классический бит, используемый в современных компьютерах, может принимать значения или 0, или 1. У квантового бита, как и у квантовых частиц, нет определенного значения до того, как его измерили. И он может, кроме ноля и единицы, принимать множество промежуточных значений (суперпозиции), за счет чего и достигается уникальная скорость квантовых вычислений.

На практике одна из основных проблем создания квантового компьютера — считывание информации о состоянии кубита. Сложность считывания состоит как в очень малой энергии считываемых фотонов, так и в посторонних шумах, которые создают помехи. Поэтому одна из главных деталей квантового компьютера — усилитель сигнала от кубита. Российские физики на основе сверхпроводника, изготовленного из ниобия, смогли создать уникальный усилитель такого сигнала. Созданный ими сверхпроводящий усилитель создает минимально возможный уровень помех (квантовый предел), характерный лишь для космического вакуума, говорится в сообщении пресс-службы МИСиС.

По мнению ученых, их разработка имеет большой потенциал к широкому практическому применению, потому что такие усилители сигналов используются не только в квантовых компьютерах, но и во многих приборах на основе механизма считывания квантового состояния системы, к примеру в радиотелескопах. [ ... ]

Российские ученые изобрели микромотор для мгновенных медицинских анализов

Сотрудники Ярославского филиала Физико-технического института РАН и Ярославского государственного университета создали микромотор, с помощью которого можно мгновенно получать результаты медицинских тестов.

Миниатюризация датчиков позволяет проводить быстрые и дешевые измерения. Главная часть микросистем — актуатор — мотор, преобразующий электрическую энергию в механическое движение. Аналог актуаторов в макромире — двигатели внутреннего сгорания и электромагнитные моторы, которые невозможно значительно уменьшить в размерах. Широкое распространение микросистем ограничивается отсутствием быстрых и сильных микродвигателей.

Ученые из Ярославля изобрели актуатор, который для своей работы использует горение водорода и кислорода в нанопузырьках. Созданный микромотор представляет собой камеру полмиллиметра в диаметре и восемь микрометров (толщина пищевой пленки) высотой, которая содержит титановые электроды и закрыта эластичной пластиной (мембраной). Актуатор заполняют подсоленной водой и при пропускании электрического тока образуется газ (смесь водорода и кислорода), который толкает мембрану вверх. Мембрана играет такую же роль, как поршень двигателя внутреннего сгорания в автомобиле. После отключения тока кислород и водород взаимодействуют, образуя воду, и мембрана опускается.

Кислород и водород реагируют полностью больше минуты, поэтому «поршень» возвращался в исходное положение очень медленно. За счет использования специального режима электролиза воды скорость работы мотора удалось увеличить в сто тысяч раз: физики попробовали быстро (за миллионные доли секунды) менять полярность тока (от одного полюса к другому).

Схема движения мембраны в микромоторе. Изображение: Виталий Световой.