Обнаружены новые признаки старения головного мозга

Ученым из Америки и Великобритании удалось установить, как меняется экспрессия генов в разных отделах головного мозга по мере старения.

Изучение экспрессии генов позволяет предположить, что старение человеческого мозга определяется комплексом изменений на молекулярном уровне.

Гены, ответственные за старение, ученым известны. При изменении экспрессии генов изменяется белковый состав клетки, а значит, меняются функции и свойства тканей. До сих пор не было установлено четкой закономерности между изменениям в экспрессии генов и зонами коры головного мозга, где они происходят. В данной работе ученым удалось охарактеризовать изменения в экспрессии более 100 генов, ассоциированных со старением. Для этого были исследованы десять регионов мозга у 480 человек в возрасте от 16 до 106 лет.

Было показано, что гены клеток нейроглии — олигодендроцитов и астроцитов — клеток, которые связываются с нейронами и регулируют их активность, увеличивают свою экспрессию со старением, особенно в гиппокампе, отвечающем за перевод кратковременной памяти в долгосрочную, и черной субстанции, играющей важную роль в контроле моторных функций. Экспрессия генов микроглии и эндотелия — тонкого слоя клеток на внутренней поверхности сосудов — также увеличивается.

Методами иммуногистохимического анализа — выборочной маркировкой белков в образце ткани для определения уровня экспрессии гена — было показано, что уменьшается число олигодендроцитов и нервных включений в коре головного мозга.

Эти данные показывают, что экспрессия некоторых генов возрастает, а некоторых — убывает. То есть изменения в мозге по мере старения неоднозначны.

Подобные исследования позволяют по экспрессии генов нейроглии и эндотелия довольно точно определять биологический возраст организма, чем дают направление следующим исследованиям: по словам ученых, необходимо исследовать связь нейрон-глиальных механизмов со старением и с развитием старческих заболеваний.

Работа опубликована в журнале Cell Reports.

О том, что сейчас известно о старении и как оно влияет на мозг, смотрите видео на «Чердаке».