Гипотеза о предпочтении держать детенышей слева подтвердилась на моржах

Биологи Санкт-Петербургского государственного университета подтвердили на моржах и летучих лисицах, что привычка матерей держать ребенка с левой стороны от себя широко распространена в живой природе и характерна для многих млекопитающих.

Особенность женщин держать младенца именно на левой руке известна давно. Ранее считалось, что это социальное явление, затем появились данные о схожей особенности наших ближайших родственников из семейства гоминид — горилл и шимпанзе.

В предыдущем исследовании петербургские биологи показали, что детеныши млекопитающих, которые мало используют конечности для взаимодействия с потомством (лошади или китообразные), предпочитают смотреть на мать левым глазом. В новой работе ученые на примере тихоокеанских моржей и индийских летучих лисиц попытались выяснить, как используют передние конечности для взаимодействия с детенышем другие млекопитающие. У выбранных животных довольно тесная связь с детьми, поскольку они рожают только по одному детенышу — исследователям легче оценить левосторонние или правосторонние предпочтения, если мать общается только с одним отпрыском.

Ученые в течение нескольких месяцев наблюдали за моржами на острове Колючин в Чукотском море, а также за крыланами на Шри-Ланке. Индивидуальное распознавание моржей проводили с использованием фотоидентификации, а наблюдение за летучими лисицами вели через сканирующий бинокль. Для двух видов проанализировали частоту и продолжительность левого и правого позиционирования детеныша. Оказалось, что предпочтение смотреть на мать левым глазом — общее свойство, характерное для столь далеких видов млекопитающих. По словам авторов, правое полушарие мозга детенышей, обрабатывающее информацию от левого глаза, распознает значимые образы, именно оно доминирует в процессе обработки информации о матери.

У моржей и крыланов, как в случае шимпанзе и горилл, положение матери и ребенка взаимовыгодное. Когда родитель «укачивает» детеныша левой конечностью, животные контактируют именно левыми глазами, и это самое комфортное для обоих положение. У людей предпочтение держать ребенка слева появилось потому, что в нем изначально была эта характеристика млекопитающего, а освобожденные в процессе эволюции конечности лишь помогли сделать укачивание левосторонним.

Авторы отмечают, что исследование дает возможность больше узнать о том, как работает мозг млекопитающего, а также как проявляется одно из фундаментальных его свойств — асимметрия (латерализация). В будущем эти данные могут помочь, к примеру, в изучении причин детского аутизма и послеродовой депрессии у матерей.

Исследование опубликовано в журнале британского Королевского научного общества Biology Letters.

Ранее ученые обнаружили странное поведение самок орангутанов — они кормят своих детенышей, даже когда те давно вышли из детского возраста.

Муравьи избавляются от заразных больных

Австрийские ученые выяснили, что муравьи умеют эффективно справляться с эпидемиями заразных болезней. Они распознают зараженных собратьев и убивают их, не давая инфекции распространиться.

Дикие животные подвержены заразным болезням не меньше, чем люди. Например, гориллы и шимпанзе страдают от лихорадки Эбола, коалы болеют хламидиозом, а популяция тасманийского дьявола вообще находится под угрозой из-за эпидемии лицевых опухолей.

Для социальных насекомых (пчел, муравьев, термитов и других) заразные болезни представляют особенную опасность. Такие насекомые живут очень скученно, поэтому одной заболевшей особи может быть достаточно, чтобы заразить всю колонию.

Кристофер Пулл и Сильвия Кремер из Австрии совместно со своими коллегами из Германии и Англии решили изучить, умеют ли муравьи бороться с заразными болезнями. Для этого ученые перенесли в лабораторию часть колонии муравьев вида Lasius neglectus. Через некоторое время часть их яиц заразили грибком Metarhizium brunneum, который смертельно опасен для этих насекомых.

По записям микрокамеры, установленной в муравейнике, ученые выяснили, что муравьи-няньки быстро распознали зараженные яйца и начали действовать. Каждый зараженный кокон распаковали, а яйцо прокусили, впрыскивая антисептический яд. Таким образом муравьи-няньки уничтожили одновременно яйца и смертоносный грибок, не давая ему распространиться. Этот процесс дезинфекции неопасен для муравьев: в начале заражения грибок практически не образует спор. Однако, если бы они промедлили, грибок выбрался бы наружу, поражая другие яйца и взрослых муравьев. [ ... ]

Ученые снова обнаружили органические молекулы в космосе

Американские астрофизики зафиксировали присутствие органической молекулы бензонитрила в холодном облаке межзвездного пространства в созвездии Тельца.

Ученые давно обнаружили присутствие в космическом пространстве органических, характерных для живых систем молекул. Главный метод для изучения внеземного вещества — спектральный анализ. Он основан на том, что электроны в атомах находятся в состояниях со строго определенными энергиями и переходят с уровня на уровень, излучая или поглощая фотон, энергия которого равна разности энергий начального и конечного уровня. В зависимости от того, какой атом и находится ли он в составе молекул, он будет «выедать» из спектра освещающего его источника (к примеру, звезды) фотоны определенных частот. В спектре на этих частотах появятся темные провалы — линии поглощения. По спектрам поглощения были обнаружены молекулы многих классов — как органических, так и неорганических.

Органические молекулы специалисты идентифицируют, изучая спектры поглощения в радиоволновой области излучения. На этих частотах происходят характерные для молекул энергетические переходы, связанные с вращением молекул как целого, колебания межатомных связей. Анализ звездных спектров — очень трудная задача. В органических молекулах из-за большого числа энергетических переходов количество линий поглощения может исчисляться тысячами на достаточно большом диапазоне спектра — от ближнего ИК-диапазона (единицы и десятки микрометров) до радиодиапазона (десятки сантиметров). С большей уверенностью ученые обычно заявляют об обнаружении определенных классов соединений, поскольку могут достоверно подтвердить присутствие в спектрах поглощения групп атомов (метильная группа, цианогруппа), то есть указать, какого сорта «трава» в космическом «стоге сена». Найти определенную молекулу сложнее, чем обнаружить в этом стоге иголку.

Ученые из США с помощью радиотелескопов идентифицировали в межзвездном пространстве созвездия Тельца молекулу бензонитрила. Эта молекула содержит ароматическое кольцо — гексагональную структуру из шести атомов углерода, нитрильную группу. Молекулы с ароматическим кольцом имеют характерный спектр в инфракрасном диапазоне и были обнаружены ранее во многих космических средах.

Однако точное определение того, какие именно молекулы присутствуют, требует дополнительных исследований в радиоволновой области. Ученые накладывали множество снятых радиотелескопом спектров (spectral-stacking procedure), чтобы зафиксировать как можно большее количество переходов. Чтобы подтвердить идентификацию, астрономы провели лабораторные эксперименты с чистым веществом для определения спектра молекулы. Сравнивая данные телескопа с экспериментальным спектром, ученые нашли точное совпадение девяти линий поглощения, соответствующих вращению молекулы. [ ... ]

Войны между людьми разрушают дикую природу Африки

Экологи из США выяснили, что вооруженные конфликты на Африканском континенте, вспыхивающие на природоохранных территориях, ведут к сокращению численности травоядных животных.

В период с 1950 по 2000 год 80% войн в мире велось в областях, уникальных по составу видов, так называемых «горячих точках» биоразнообразия. В последние десятилетия большинство вооруженных конфликтов, около 28 в год, разгоралось в Африке и Азии, где обитает множество крупных млекопитающих. Они играют ключевую роль в экосистемах региона, их сохранение — вопрос поддержания биоразнообразия.

Есть научные свидетельства позитивного влияния военных действий на жизнь дикой природы: давление человека на естественную среду ослабевает, когда люди уходят из зоны конфликта, а промышленность перестает перерабатывать природные ресурсы.

Есть и данные о негативном влиянии: артиллерия и химикаты разрушают места обитания, солдаты охотятся на редкие виды ради пищи, а также ради финансирования военных действий за счет контрабандной продажи слоновой кости. Ученые говорят о том, что влияние вооруженных конфликтов на дикую природу всегда оценивалось в малых масштабах, а не в целом.

В данном случае экологи увеличили временной масштаб исследования до периода с 1946 по 2010 год и расширили его географический район до размеров Африканского континента. Ученые сделали обзор научных статей (3113 источников) о численности крупных, массой тела более пяти килограммов, травоядных млекопитающих, которые обитают в заповедниках площадью более 5 км² (всего 3585 природоохранных территорий) в 51 из 54 стран Африки. После отбора данных по качеству ученые оставили в исследовании 36 видов животных из 126 заповедников, располагающихся в 19 странах. По базам данных PRIO-GRID и GED, содержащим сведения о вооруженных конфликтах, для территории каждого заповедника был рассчитан показатель «средняя продолжительность военных действий за год». [ ... ]