Венера в инфракрасном спектре, снятая с борта аппарата «Акацуки»ISAS, JAXA

Японский аппарат «Акацуки» поймал в облаках Венеры опоясывающие атмосферные волны

Кольцевые потоки серных облаков оббегают планету вдоль приполярных широт

Японские астрономы обнаружили в атмосфере Венеры гигантские волны облаков, бегущие вдоль приполярных широт планеты. Открытие было сделано при помощи космического аппарата «Акацуки», а последующее компьютерное моделирование позволило понять природу этого явления.

Исследователи, о работе которых сообщает Университет Кобе, выявили кольцевой поток облаков в венерианской атмосфере на высоте около 50 километров над поверхностью. Эти облака состоят из капелек серной кислоты и образуют опоясывающий всю Венеру пояс, ось которого немного наклонена по отношению к оси вращения планеты.

Наблюдения в инфракрасном диапазоне (слева) и результат компьютерного моделирования (справа) Университет Кобе, на основе иллюстрации Hiroki Kashimura et al. / Nature Communications / CC BY-SA 4.0

«Акацуки» (あかつき, от японского «утренний рассвет») — это венерианский орбитальный аппарат, который запустили еще в 2010 году. Тогда вскоре после запуска выяснилось, что двигатели зонда не обеспечивают запланированной тяги и выдают всего ⅛ мощности, но бросать миссию в JAXA, Японском космическом агентстве, не стали. «Акацуки» отправили по долгой и экономичной траектории, полет по которой растянулся до 2015 года. Лишь в канун 2016-го аппарат стал искусственным спутником Венеры. Установленные на его борту камеры позволяют вести наблюдения в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах и, таким образом, замечать движение облаков в нижних слоях непрозрачной (или, точнее, мутной: свет к поверхности все же проходит) для видимого света атмосферы.

Одно из первых (и по сей день немногих) изображений поверхности Венеры с автоматической станции «Венера-13». Из-за плотной облачности даже при стоянии Солнца в зените на планете не бывает светлее, чем в пасмурный день на ЗемлеНПО имени С. А. Лавочкина

Моделирование потоков позволило понять их природу. Формирование кольца из облаков, охватывающего всю планету, начинается с волн Россби — изгибов атмосферных течений, которые возникают и на Земле. Вначале эти изгибы формируют кольцевой поток, который потом растягивается за счет взаимодействия с другими потоками, причем по краям образовавшегося течения потоки газа устремляются вниз, перестраивая облака в нижних слоях атмосферы. Выявленный феномен должен серьезно влиять на венерианскую погоду. Его существование предсказывалось еще до получения новой информации с орбиты, но лишь сделанные «Акацуки» снимки позволили подтвердить правоту специалистов по моделированию.

Волны Россби в земной атмосфереNASA/Goddard Space Flight Center

Плотная атмосферы Венеры представляет собой уникальный для Солнечной системы феномен. Давление на поверхности превышает земное в 90 раз, а основным компонентом является углекислый газ. Изучение столь необычной среды позволяет как построить наиболее общие модели газовых оболочек планет (а это позволит лучше предсказывать погоду на Земле за счет понимания крупномасштабных атмосферных процессов вроде тех же круговых течений на больших высотах), так и пронаблюдать за эффектами, которые на Земле выражены в меньшей степени, но играют важную роль в нашей жизни.

В частности, парниковый эффект разогревает поверхность Венеры сильнее, чем нагревается лишенный газовой оболочки и находящийся гораздо ближе к Солнцу Меркурий. Из всех известных небесных тел Венера демонстрирует влияние углекислого газа в наибольшей степени.

Кроме использования венерианской атмосферы в качестве модельной системы, некоторые ученые также рассматривают ее как подходящий объект для колонизации: на тех высотах, которые изучали японские физики, температура и давление падают до совместимых с жизнью человека значений.

А за счет большей плотности углекислого газа обычный воздух в этих условиях оказывается легким газом, которым можно наполнять плавающие в атмосфере конструкции.

TGO на орбите Марса глазами художникаESA/ATG medialab

Орбитальный модуль миссии «Экзомарс» пока что не нашел метана в атмосфере Марса

Данные аппарата Trace Gas Orbier, который приступил к работе над научной программой миссии этой весной, озадачивают планетологов

Новые данные, полученные учеными при помощи марсианского аппарата ExoMars Trace Gas Orbiter, свидетельствуют об отсутствии в атмосфере метана. Это противоречит предыдущей информации и ставит сложный вопрос перед учеными.

Парадоксальный результат был представлен на ежегодной встрече Американского геофизического общества. Пока что эти данные не обработаны до конца и из них не удалены фоновые шумы (помехи, которые накладываются на измерения), однако оснований считать прибор неисправным у исследователей нет. Спектрометр NOMAD, при помощи которого проведены измерения, выглядит исправным.

Метан может являться продуктом жизнедеятельности бактерий (но это неточно: газ выделяется и без участия организмов), и, по предварительным данным, его становится больше марсианским летом. Миссия Trace Gas Orbiter была призвана прояснить вопрос о метане, но пока что ее результаты скорее озадачивают ученых.

Читайте также: Несколько месяцев назад команда Curiosity отчиталась о том, что зарегистрировала на планете сезонное колебание метана. В тот же день другие ученые рассказали, что нашли на Марсе подледное озеро

При этом данные с марсохода Curiosity указывают, что метана в атмосфере Красной планеты у самой поверхности должно быть около 0,2 миллиардной части по объему; результаты спутникового спектрометра говорят, что метана нет вплоть до предела чувствительности в 50 триллионных частей или 0,05 миллиардных. [ ... ]

Как будут пропадать кольца Сатурна ближайшие 100 млн летNASA/Cassini/James O'Donoghue

Через 100 миллионов лет Сатурн «съест» почти все свои кольца

По облакам Сатурна хлещет ледяной дождь из колец. Потоки льда оставляют темные полосы в стратосфере

Ученые из Центра космических полетов имени Годдарда NASA пришли к выводу, что из внутренних колец Сатурна на планету идет ледяной дождь. Не пройдет и ста миллионов лет, как от них ничего не останется.

Ученые использовали данные из трех источников — снимков, полученных с «Вояджеров», с аппарата «Кассини» и телескопа Кека, что на Гавайях.

Снимки с «Вояджеров» показали, что в атмосфере Сатурна, в его средних широтах, есть темные полосы, которые опоясывают планету. Данные о магнитном поле газового гиганта коррелировали с этими снимками — линии поля входят в атмосферу там же, где проходят темные полосы.

Потоки льда и линии магнитного поля Сатурна NASA Goddard / YouTube