Геологи посмотрели в зубы древних морских рептилий России

Форма зубов плиозавров, найденных в Поволжье и Сибири, изменила представления об эволюционной истории этой знаменитой группы ископаемых морских рептилий.

Ученые из России и Европы исследовали особенности строения зубов у плезиозавров, останки которых были обнаружены на территории Поволжья и Восточной Сибири. Находки датируются переходом от юрского к меловому периоду, когда, как считается, численность и разнообразие этих древних рептилий резко упали. Однако, судя по множеству обнаруженных учеными вариантов строения зубов, все происходило с точностью до наоборот. Об этом они рассказывают в статье, опубликованной журналом Palaeontology.

Плезиозавры доминировали в морях около сотни миллионов лет, пока родственные им динозавры царили на суше. Эти разнообразные, прекрасно приспособленные для плавания рептилии питались рыбой, моллюсками и другими рептилиями. Они достигали 20 м в длину, и именно их размеры и внешний вид послужили основой легенды о шотландском озерном монстре Несси. Плезиозавры достигли расцвета в юрском и меловом периодах. Сегодня их останки обнаруживают на всех континентах, в том числе и в России.

Магистрант геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Зверьков совместно с учеными из Бельгии, Великобритании и Польши изучил окаменевшие останки зубов плезиозавров, которые были найдены в Поволжье и на Таймыре и датированы концом юрского периода (163—145 миллионов лет назад) и ранним меловым периодом (145—100 миллионов лет назад). Переход от одной эпохи к другой сопровождался глобальными изменениями климата, и до недавнего времени считалось, что пережить их смогла только одна группа плезиозавров, поэтому лишь впоследствии разнообразие этих морских рептилий вновь восстановилось.

На самом деле до сих пор все изученные плезиозавры, жившие около границы юрского и мелового периодов, характеризовались трехгранной формой зубов, тогда как к середине мела распространяются рептилии с конической. Однако Николай Зверьков и его соавторы, рассмотрев находки, датированные этим временем, обнаружили коронки обоих типов, показав, что и те и другие плезиозавры сосуществовали в течение как минимум 25 миллионов лет на протяжении позднего юрского и раннего мелового периодов.

Более того, ученые отмечают несколько вариантов конических коронок, различающихся формой и деталями поверхности. Все это указывает, что переход от юрского периода к меловому плезиозавры встретили не снижением, а, наоборот, увеличением своего разнообразия, и лишь к концу раннего мела обладатели трехгранных зубов оказались вытеснены рептилиями с коническими коронками.