Гены летучих мышей показали, как долго не стареть

Европейские экологи раскрыли секрет долголетия летучих мышей из рода ночниц. Этот молекулярный механизм может пригодиться для разработки методов поддержания здоровья у пожилых людей.

Увеличение продолжительности жизни в странах США и Евросоюза — в среднем на два года за десятилетие при нынешнем среднем уровне в 78 лет — приводит к росту числа пожилых людей. Но для человека порог, за которым начинаются связанные со старением заболевания, неизменен. Так, 77% онкологических заболеваний возникают после пятидесятого юбилея.

Летучие мыши — подходящий объект для исследований старения. Из 19 видов млекопитающих, которые по продолжительности жизни, соотнесенной с массой тела, обгоняют человека, восемнадцать — именно они. Особым долголетием отличаются ночницы, в частности 13 их видов легко переживают двадцатилетний рубеж. Рекордсменом, достигшим возраста 41 года, считается крошечная летучая мышь ночница Брандта — Myotis brandtii.

На летучих мышах не была изучена связь долголетия и изменений в особых участках на концах хромосом — теломерах. Для многих млекопитающих и человека было показано, что эти участки укорачиваются с каждым делением клеток, то есть с возрастом. Став критически короткими, они становятся источником сигнала о повреждении ДНК, после чего включается механизм клеточного старения. Теломеры не сокращаются с возрастом в раковых и стволовых клетках, где отмечена активная работа фермента теломеразы, который достраивает эти кончики хромосом.

Чтобы выяснить, как ведут себя теломеры у рекордсменов-долгожителей, исследователи собирали материал ДНК в четырех видах диких летучих мышей. В эксперименте участвовало 493 особи, причем для каждой был определен относительный возраст (от 6 до 25 лет). Сравнивая относительную длину теломер в разных видах с возрастом, ученые выяснили, что у видов из рода ночницы теломеры с возрастном не укорачивались, тогда как у других двух видов, так же как у многих млекопитающих и человека, — сокращались. Виновницей поддержания длины теломер не могла быть теломераза — это ученые установили, проанализировав всю содержащуюся в клетках крови РНК, или транскриптомы.

В эволюционной модели, которая описывает распределение 225 генов, так или иначе связанных с теломерами, между разными видами летучих мышей за последние 98 миллионов лет, ученые показали, что род ночниц отделился от других благодаря генам SETX и ATM, которые связаны с восстановлением поврежденных участков ДНК. Именно в этом секрет долголетия этого рода.

Поддержание длины теломер таким способом, а значит, не стареющих клеток в организме, — это многообещающий прием, который может пригодиться людям. Работа теломеразы обеспечивает тот же эффект, но в 90% случаях она сопровождается онкологическими заболеваниями, а в данном случае молодость тела в преклонном возрасте будет сопровождаться здоровьем.

Работа опубликована в журнале Science Advances.

Что такое клеточное старение, почему оно происходит и какую роль в этом играют теломеры, читайте подробнее на «Чердаке».

Ученые «погадали» по линиям на ладонях обезьян

С помощью складок на ладонях можно определить, какие пальцы двигаются вместе, а значит, и делать выводы о том, как развивалась хватательная функция у приматов, выяснили российские биологи.

Хироманты утверждают, что по линиям на руке могут предсказывать будущее человека. На самом же деле это лишь обычные морщины — складки, которые появляются на коже от регулярных одинаковых движений как у людей, так и у обезьян. Биологи Московского государственного университета и Палеонтологического института РАН Мэллин Новикова и Александр Кузнецов придумали изучать эти складки для исследования развития хватательной функции у обезьян.

Ученые работали с южноамериканскими широконосыми обезьянами, определяя по характерным узорам ладони, какие группы пальцев у них действуют совместно и какие эволюционные вехи прошло развитие хватательной функции у приматов.

Так, оказалось, что линия, которую называют линией жизни, связана с обособлением большого пальца, является самой древней и есть у всех обезьян. При этом у человека и, например, у капуцинов она выражена ярко, а у мартышек и паукообразных обезьян — гораздо слабее. Так называемая линия судьбы, идущая вдоль ладони, тоже появилась в самом начале формирования. Такие линии есть, например, у лемуров. А уже позже стали формироваться поперечные линии — из-за развития функции силового прижимания объектов к ладони тремя или четырьмя пальцами.

А вот линия сердца есть только у человека — она сформировалась при развитии умения удерживать предмет тремя пальцами. Уникальна для человека и линия головы — она сформировалась, когда «обособился» указательный палец, который человек активно использует в жестикуляции. [ ... ]

Древний британец был чернокожим и голубоглазым

Исследователи из Музея естественной истории (Лондон) проанализировали ДНК из останков человека из Чеддара и установили, что древний британец, живший около 9000 лет назад, имел голубые глаза и темную кожу.

Скелет древнего человека, названного «человеком из Чеддара», был найдет учеными в 1903 году в пещере Гоф, расположенной в ущелье Чеддар в графстве Сомерсет. Радиоуглеродный анализ останков показал, что их возраст — около 9000 лет. Сегодня скелет «человека из Чеддара» признан палеонтологами самым старым из найденных жителем Британских островов. Известно, что он был охотником-собирателем, ростом около 166 см и умер насильственной смертью в возрасте около 20 лет. Но вот о том, как именно выглядел древний британец, палеонтологи не могли сказать с уверенностью до недавнего времени.

Реконструировать его внешность помог анализ ДНК, выделенной из кости черепа «человека из Чеддара», который сделали сотрудники музея, где сейчас сохраняется скелет. Большим сюрпризом для ученых оказался цвет кожи древнего британца. Выяснилось, что он был очень темнокожим. До недавнего времени считалось, что наши предки, кроманьонцы, быстро стали светлокожими после прихода в Европу около 45 000 лет назад. Дело в том, что бледная кожа лучше поглощает ультрафиолет и помогает людям избежать дефицита витамина D в климате с меньшим количеством солнечного света.

Но в геноме «человека из Чеддара» присутствуют генетические маркеры пигментации кожи, которые обычно находят у африканцев к югу от Сахары. Вместе с этим он имел необычный для африканцев голубой цвет глаз. Как говорят ученые, у населявших в то время Европу людей была темная кожа, синие или зеленые глаза и темно-каштановые волосы. Изменения цвета глаз и кожи шли не одновременно. Как и остальные европейцы того времени, древний британец страдал от непереносимости лактозы и не мог переваривать молоко во взрослом возрасте. И его рацион состоял из семян, орехов и мяса животных и рыб.

Также анализ генома древнего человека показал, что современные британцы несут в своем геноме примерно 10% ДНК, унаследованной от популяции, к которой принадлежал «человек из Чеддара». Эта популяция вымерла, а Британию населили другие люди, прибывшие позже из континентальной Европы и ставшие предками современных англичан. [ ... ]

Среднестатистическому российскому исследователю все еще 47 лет, и у него нет ученой степени

Российские исследователи не помолодели и остались в массе своей (70,7%) специалистами без ученой степени, судя по данным ежегодного доклада НИУ «Высшая школа экономики» о состоянии отечественной науки в России.

Статистический сборник «Индикаторы науки» Вышка публикует уже в двенадцатый раз. Для его подготовки эксперты вуза используют данные Росстата, Минобрнауки, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Межгосударственного статистического комитета СНГ, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской комиссии, Евростата, ЮНЕСКО, Всемирной организации интеллектуальной собственности, а также разработки своего Института статистических исследований и экономики знаний. Этот выпуск «Индикаторов» работает с данными за 2016 год.

В частности, сборник рассматривает данные о количестве занятых в исследованиях и разработках людей, их разделении по возрасту, полу, а также ученым степеням.

Число людей, которые были заняты исследованиями и разработками в России в 2016 году, — более 722 тысяч человек, или абсолютный минимум за все годы, рассматриваемые в рамках доклада. Так, в 1995 году исследователей в России было больше миллиона, однако каждый год их число сокращалось, кроме незначительного роста в 2013 и 2015 годах. Таким образом, в 2016 году на одну организацию, выполнявшую исследования и разработки, приходилось 179 человек, тогда как в 1995 году — 261.