Гены летучих мышей показали, как долго не стареть

Европейские экологи раскрыли секрет долголетия летучих мышей из рода ночниц. Этот молекулярный механизм может пригодиться для разработки методов поддержания здоровья у пожилых людей.

Увеличение продолжительности жизни в странах США и Евросоюза — в среднем на два года за десятилетие при нынешнем среднем уровне в 78 лет — приводит к росту числа пожилых людей. Но для человека порог, за которым начинаются связанные со старением заболевания, неизменен. Так, 77% онкологических заболеваний возникают после пятидесятого юбилея.

Летучие мыши — подходящий объект для исследований старения. Из 19 видов млекопитающих, которые по продолжительности жизни, соотнесенной с массой тела, обгоняют человека, восемнадцать — именно они. Особым долголетием отличаются ночницы, в частности 13 их видов легко переживают двадцатилетний рубеж. Рекордсменом, достигшим возраста 41 года, считается крошечная летучая мышь ночница Брандта — Myotis brandtii.

На летучих мышах не была изучена связь долголетия и изменений в особых участках на концах хромосом — теломерах. Для многих млекопитающих и человека было показано, что эти участки укорачиваются с каждым делением клеток, то есть с возрастом. Став критически короткими, они становятся источником сигнала о повреждении ДНК, после чего включается механизм клеточного старения. Теломеры не сокращаются с возрастом в раковых и стволовых клетках, где отмечена активная работа фермента теломеразы, который достраивает эти кончики хромосом.

Чтобы выяснить, как ведут себя теломеры у рекордсменов-долгожителей, исследователи собирали материал ДНК в четырех видах диких летучих мышей. В эксперименте участвовало 493 особи, причем для каждой был определен относительный возраст (от 6 до 25 лет). Сравнивая относительную длину теломер в разных видах с возрастом, ученые выяснили, что у видов из рода ночницы теломеры с возрастном не укорачивались, тогда как у других двух видов, так же как у многих млекопитающих и человека, — сокращались. Виновницей поддержания длины теломер не могла быть теломераза — это ученые установили, проанализировав всю содержащуюся в клетках крови РНК, или транскриптомы.

В эволюционной модели, которая описывает распределение 225 генов, так или иначе связанных с теломерами, между разными видами летучих мышей за последние 98 миллионов лет, ученые показали, что род ночниц отделился от других благодаря генам SETX и ATM, которые связаны с восстановлением поврежденных участков ДНК. Именно в этом секрет долголетия этого рода.

Поддержание длины теломер таким способом, а значит, не стареющих клеток в организме, — это многообещающий прием, который может пригодиться людям. Работа теломеразы обеспечивает тот же эффект, но в 90% случаях она сопровождается онкологическими заболеваниями, а в данном случае молодость тела в преклонном возрасте будет сопровождаться здоровьем.

Работа опубликована в журнале Science Advances.

Что такое клеточное старение, почему оно происходит и какую роль в этом играют теломеры, читайте подробнее на «Чердаке».