Чтобы «подобраться» к малярийному плазмодию, генетики «захватили» его родню

В новом исследовании ученые проанализировали геномы двух видов паразитов приматов, родственных возбудителю малярии у человека. Им удалось выявить семейство генов, отвечающих за деформацию красных кровяных клеток, а также участок генома, способствующий внедрению паразитов. Полученные результаты помогут найти слабые места паразита.

Трудность в изучении

Plasmodium falciparum

— возбудителя малярии у человека — состоит в том, что его клетки пока не удалось культивировать в лабораторных условиях. Невозможность наработать достаточное количество ДНК сдерживала генетические исследования малярийного плазмодия. В новом исследовании группа американских и европейских ученых использовала метод избирательной амплификации для изучения генома двух родственных

P.falciparum

видов — паразитов приматов. Результаты их работы опубликованы в

статье

Nature Genetics

.

Суть метода избирательной амплификации (наработки молекул ДНК) состоит в том, что из образца биологического материала, содержащего смесь ДНК паразита и хозяина, выделяется только фракция паразитных ДНК. Это возможно благодаря разной частоте встречаемости различных мотивов — коротких характерных участков ДНК — в геномах разных организмов. В своих экспериментах ученые исследовали два вида плазмодиев — паразитов шимпанзе:

Plasmodium reichenowi

и

Plasmodium gaboni

. Для выделения ДНК использовались образцы крови приматов.

Результаты анализа показали, что исследуемые виды плазмодиев в целом имеют больше вариаций, чем геном

P.falciparum

, что указывает на его относительно недавнее возникновение как вида. Ученым удалось выявить семейство белков, помогающих паразитам деформировать эритроциты (красные кровяные клетки) хозяев, что необходимо для их закрепления. Также оказалось, что участок хромосомы 4, несущий необходимые для вторжения гены, человеческие паразиты получили от своих родственников относительно недавно, быстро приспособившись к колонизации нового хозяина — человека.

Новые результаты помогут расширить имеющиеся представления о процессе заражения малярийным плазмодием и помогут разработать методики лечения, нацеленные на самого паразита. На сегодняшний день большая часть подходов к борьбе с малярией связана с ограничением численности переносчиков — комаров. К примеру, недавно ученые

предложили

использовать технологию генетического редактирования для сокращения плодовитости самок малярийного комара.

Биологи доказали, что у колюшек на вкус и цвет товарищи есть, и они с ними обедают

В новой работе ученые изучили динамику формирования межвидовых сообществ на примере двух видов колюшки. Эксперименты показали, что при разделении диеты в пределах вида рыбы предпочитали объединяться не только с сородичами, но и с особями любого вида, получавшими такую же пищу.

Хотя отдельным индивидам выгодно находиться в составе групп, состоящих из фенотипически и поведенчески сходных особей, в природе нередко встречаются смешанные межвидовые группы, порой способные даже более эффективно искать пищу и защищаться от хищников, чем однородные сообщества. Для того чтобы подробнее изучить этот феномен и механизмы, влияющие на структуру межвидовых групп, ученые из Университета Линкольна (Великобритания) провели эксперименты на двух видах колюшки. Результаты их исследования изложены в

статье

Behavioural Ecology and Sociobiology [ ... ]

Ученые посчитали, сколько жизней может спасти вегетарианство

Ученые из Оксфордского университета провели исследование, результаты которого показали, что сокращение потребления мяса в мире может спасти миллионы жизней и триллионы долларов в течение второй половины столетия.

В новом исследовании специалисты рассмотрели, как потребление мяса влияет на здоровье человека в различных регионах, а также связь животноводства с климатом и экономикой. Результаты работы

опубликованы

Proceedings of the National Academy of Sciences [ ... ]

Российские экологи вычислили координаты тюленьих «роддомов»

Ученые национального парка «Онежское Поморье» в Архангельской области и Института проблем экологии и эволюции имени Северцова зафиксировали координаты постоянных лежек гренландского тюленя на льдах Белого моря, где ластоногие выводят потомство. Это необходимо для изучения морских млекопитающих, популяция которых резко сократилась.

«Координаты ледовых полей с лежками тюленей фиксировались с вертолета, по ним в последующие годы ученые смогут легко отыскать в море эти «родовые палаты» и установить динамику численности ластоногих. Дело в том, что самки тюленей из года в год возвращаются для вывода потомства в ту же точку, где и сами родились», —

рассказал

ТАСС пресс-секретарь национального парка Алексей Шашков.

Начиная с 2007 года в результате инструментального учета беломорской популяции гренландского тюленя было обнаружено резкое сокращение рождаемости. Как утверждают ученые, причины снижения численности животных — в позднем образовании ледяного покрова и сокращении его площади, а также в загрязнении моря и уменьшении кормовой базы. [ ... ]