Генетики поставили под вопрос историю индоевропейской экспансии в Евразии

Более того, по их мнению, даже первое одомашнивание лошадей не связано с индоевропейцами.

Международная группа исследователей, среди которых были ученые из нескольких институтов Российской академии наук, изучили, как распространялись по Азии бронзового века люди, генетически родственные носителям ямной культуры. Выяснилось, что прямой перенос генов ямников в Азии был менее распространен, чем в Европе (ямная культура параллельно распространялась в обоих регионах). Часто гены ямников составляли лишь небольшую часть в генах населения тех мест, через которые они передвигались. В связи с этим авторы ставят под сомнение тот факт, что гены индоевропейцев, также как и одомашнивание лошадей, были распространены по Азии именно представителями ямной культуры. Соответствующая статья опубликована в Science.

Носители индоевропейских языков — это группа народов, сыгравших решающую роль в исторических событиях на нашей планете в последние три тысячи лет. На сегодня одной из ведущих гипотез их появления является степная. По ней как минимум часть индоевропейцев происходит от ямников — степняков, живших в западной части евразийских степей около четырех-пяти тысяч лет назад. Археологические находки позволяют утверждать, что ямники одомашнили лошадей и использовали их для перемещения колесных повозок — впервые в мировой истории. За счет этого они быстро перемещались на большие расстояния, что облегчало как колонизацию новых земель, так и завоевания. Потомки ямников через Причерноморье вторглись в Центральную и Западную Европу, где дошли до Ирландии, Балкан (ахейцы), Апеннин (италийцы) и других ее частей. В Азии они, как считалось, также сделали нечто подобное, захватив Индостан и став костяком местных высших каст, а также захватив и заселив Иран.

Авторы новой работы изучили ДНК из 74 скелетов, найденных в евразийских степях, возрастом от 11 000 до нескольких сотен лет и проверили, насколько степная гипотеза стыкуется с этими находками. Выяснилось, что, например, носители ботайской культуры (существовала в 3700—3100 годах до нашей эры на северо-западе Казахстана) и ямники не являются близкими родственниками. Последние общие предки у них были не ранее чем 15 000 лет назад — глубоко в палеолите и за десяток тысяч лет до возникновения ямной культуры. Ботайцы оказались генетически ближе к восточным азиатам, а ямники — к европейцам. Исследователи также напоминают, что лошади ботайцев не были генетически родственны современным домашним лошадям мира. Предполагается, что современные домашние лошади произошли именно от лошадей ямников, хотя, к сожалению, подтвердить эту гипотезу генетически пока не удалось — останки лошадей ямников с нужной для анализа сохранностью ДНК пока не найдены.

На основании отсутствия близкого родства ботайцев и ямников авторы подвергают критике определенные аспекты степной теории происхождения индоевропейцев. Они считают, что приручение лошадей не может объяснить успешную экспансию ямников, поскольку за несколько веков до них (и независимо от них) лошадей приручили ботайцы. Однако у ботайцев никаких следов экспансии нет, напротив, эта культура погибает, не оставив никаких следов, а ее лошади одичали и превратились в современных лошадей Пржевальского, ранее ошибочно считавшихся дикими лошадьми. Получается, что ямники не принесли одомашненных лошадей всей Евразии, как это считалось ранее. Более того, исследователи предполагают, что более поздняя экспансия индоевропейцев в Азию могла быть связана с тем, что ботайцы и иные азиатские по происхождению культуры успели сами приручить лошадей и оказались менее уязвимы перед пришельцами.

Утверждения авторов работы в этом отношении довольно уязвимы. Дело в том, что нет вообще никаких свидетельств того, что ботайцы использовали колесные повозки или верховую езду. Все, что свидетельствует об одомашнивании ими лошадей, — следы конского молока на стенках сосудов. Однако пить лошадиное молоко и держать лошадей на мясо можно и без использования их в качестве тяглового или вьючного (а также и верхового) животного. Понятно, что такой вариант приручения лошадей не может облегчить экспансию народа-доместикатора. Напротив, у ямников есть следы использования лошадей для перемещения повозок. Нельзя назвать новым и вывод о том, что ботайцы ближе к дальневосточным и азиатским народам, чем ямники. В российской антропологии неоднократно отмечалось, что антропологически ботайцы ближе к монголоидам — в отличие от ямников.

Помимо довольно спорных выводов о ботайцах, исследователи также проделали большую работу по выяснению степени индоевропейского генетического присутствия в Анатолии времен империи хеттов. Хетты были первыми индоевропейцами, явно зафиксированными в письменных источниках (они известны также по двуглавому орлу, изображение которого появилось именно в хеттском царстве), и было бы интересно установить генетическую связь между Анатолией хеттского времени и ямниками. Авторы не смогли установить в находках из этого региона заметных следов генов индоевропейцев-ямников. Они трактуют это как следствие отсутствия прямых генетических связей между ямниками и хеттами. В то же время нельзя не отметить, что согласно письменным источникам хетты не составляли большинства населения своей империи (к ним принадлежала лишь знать, и то не вся), что ставит под сомнение такие выводы.

Пришельцы с севера оказались просветителями и разносчиками генов по Юго-Восточной Азии

Рисоводство, керамика и большинство генов населения Индокитая и Индонезии получено ими не от древних местных жителей, а от мигрантов с севера.

Международная группа исследователей при участии Павла Флегонтова из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН провела исследования ДНК жителей Юго-Восточной Азии с целью уточнить историю заселения этого региона. В итоге им удалось выявить несколько волн переселенцев туда за последние 50 000 лет. Соответствующая статья опубликована в Science.

Исследователи изучили ДНК из останков 18 жителей Юго-Восточной Азии, живших в период от 4100 до 1700 лет назад. При этом было установлено, что жители района Ман Бак (современный Вьетнам), жившие там около четырех тысяч лет назад (еще в конце местного неолита), имели две предковые группы — охотников и собирателей из Восточной Евразии времен палеолита и земледельцев, тогда живших на территории современного южного Китая, однако лишь умеренно родственных современным китайцам-хань. Прибытие второй волны мигрантов может объяснить более ранние археологические находки — следы рисовых полей и керамики, типичных для Южного Китая времен неолита.

Интересно, что сходные предковые группы характерны и для современных австронезийских народов, говорящих на австронезийских языках и расселившихся от Юго-Восточной Азии до Индонезии и Океании. Таким образом, древние находки говорят о том, что австронезийцы уже несколько тысяч лет назад достигли части своего нынешнего ареала обитания.

К началу местного бронзового века (I тысячелетие до нашей эры) этнический состав населения современных Вьетнама и Бирмы заметно изменился. Здесь появились практически те же (с генетической точки зрения) группы, что проживают здесь и сегодня: доля потомков земледельцев с юга современного Китая еще более выросла, а потомки местных древних охотников-собирателей стали генетическим меньшинством. Полученная картина подтверждает, что переход Юго-Восточной Азии к земледелию, а затем и ее переход к современному этническому составу был вызван как минимум двумя крупными потоками мигрантов с севера. [ ... ]

Генетики подтвердили вторжение индоевропейцев из российских степей в Индию

Чтобы попасть туда, кочевники-ямники вначале мигрировали к западным предгорьям Алтая, а затем повернули на юг и прошли через Среднюю Азию.

Ученые из России и Казахстана изучили геномы сотен древних жителей Азии и подтвердили, что наличие индоевропейских языков в этом регионе связано с движением людей ямной культуры — протоиндоевропейцев. Появившись в волжских и донских степях, эти кочевники с одной стороны двинулись на запад, в Европу, где достигли Ирландии, а с другой — на юг и восток, в Индию. Исследование показывает, что их вторжение на Индостан относится примерно к 1500 году до нашей эры. Препринт соответствующей работы выложен на bioRxiv.

Уже к началу XX века лингвистам стало ясно, что родство основных языков Европы и Индостана связано с расселением там мигрантов из единого центра, места проживания предков всех индоевропейцев. Долгое время прародина их была неясна, но затем археологические данные стали указывать на ямную культуру. Анализ геномов людей, похороненных в Европе в период бронзового века, однозначно показал их родство с мужчинами ямной культуры, причем присутствие последних начинает фиксироваться на Балканах не позднее ахейского вторжения (середина второго тысячелетия до нашей эры).

Однако для Азии картина оставалась значительно менее ясной. Чтобы восполнить пробел, авторы новой работы изучили геномы 362 человек из захоронений Восточного Ирана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана, а также Казахстана и стран Индостана. Во всех случаях (кроме одного) анализ биологического материала проводился в одной и той же лаборатории, образцы ДНК брались сверлением из черепных костей погребенных. Чтобы уточнить хронологическую дистанцию между временем жизни изученных индивидов, применялся метод молекулярных часов.

Согласно полученным таким образом данным, генетические следы скотоводов ямной культуры, в 3000 году до нашей эры живших в районе Дона и Волги, затем начинают распространяться не только на запад, но и на восток, вплоть до алтайских гор. После этого их движение на восток останавливается и они мигрируют на юг, через Среднюю Азию, справа и слева от озера Балхаш, по территории современного Узбекистана. Около 1500 года до нашей эры ямники через современный Афганистан вторгаются на полуостров Индостан. [ ... ]

Древние мигранты с Ближнего Востока заселили Европу своими собаками

Это показала митохондриальная ДНК одомашненных потомков волков.

Сотрудники Зоологического института РАН и различных исследовательских учреждений Великобритании, Швеции, Франции, Румынии и других стран определили, каких собак разводили неолитические выходцы с Ближнего Востока, попав в Европу. Оказалось, что при миграции они брали собак с собой, так что после колонизации этого континента земледельцами из Плодородного полумесяца и близлежащих территорий генофонд европейских собак заметно поменялся. Научная статья по итогам исследования опубликована в журнале Biology Letters.

Авторы статьи исследовали ДНК из митохондрий 99 образцов останков собак из 37 точек раскопок со всей Евразии (хотя большая их часть была обнаружена в Европе). Возраст находок, чей митохондриальный геном секвенировали, составлял от 3 (Бронзовый век в Европе) до 15 тысяч лет (поздний палеолит). Неолитическое расселение жителей Ближнего Востока происходило 10−9 тысяч лет назад. Ученые определяли митохондриальные гаплогруппы животных — группы особей, в пределах каждой из которых набор генов в митохондриях имеет практически одинаковый состав.

Выяснилось, что до неолита европейские собаки в основном принадлежали к гаплогруппе С. В это же время ближневосточные животные чаще всего имели митохондриальную ДНК гаплогруппы D. В находках собак в Европе возрастом менее 10 тысяч лет также обнаруживаются особи, принадлежащие к гаплогруппе D, притом среди останков одного и того же возраста собак митохондриальной гаплогруппы D больше в Южной Европе, чем в Центральной, и тем более в Западной и Северной.

Такие результаты хорошо согласуются с гипотезой, что выходцы с Ближнего Востока при расселении по Европе брали собак с собой. Логично, что сначала эти люди и их питомцы прошли через юго-восток Европейского континента, а его западной и северной оконечностей достигли существенно позже. Вероятность того, что собаки митохондриальной гаплогруппы D попали в Европу без участия человека, мала: слишком быстро росла доля таких животных в неолите и после него. Чтобы достичь такой же доли животных гаплогруппы D только за счет дрейфа генов, потребовалось бы смена около 700 поколений собак, то есть примерно 2800 лет. [ ... ]