Генетики нашли «родину» эпидемий холеры

Команда ученых из двадцати стран выяснила, что последние эпидемии холеры в Африке и Америке возникали не из-за местных возбудителей, а на «привозном» сырье — из-за азиатских холерных вибрионов.

Человечество познакомилось с холерой более двух тысяч лет назад. Долгое время вспышки холеры происходили локализованно в Юго-Восточной Азии, и только в XIX веке распространилась по миру. Ежегодно, по данным ВОЗ, регистрируется от 1,3 до 4,0 млн случаев заболевания холерой и 21 000—143 000 случаев смерти от этой болезни. В 2015 году холера была обнаружена в 42 странах.

Холеру вызывают бактерии Vibrio cholerae. Ранее ученые предполагали, что недавние вспышки холеры в Африке, Латинской Америке и в Карибском бассейне были вызваны возбудителями местного происхождения. Так, в реках и прибрежных водах Америки был обнаружен холерный вибрион, потенциально способный вызывать массовые заражения. Группа генетиков и эпидемиологов решила проверить это утверждение. Ученые сделали генетический анализ нескольких сотен бактериальных изолятов, собранных во время эпидемий холеры за последние полвека в Азии, Африке и Америке.

Результаты сравнительного анализа показали, что две большие последние вспышки холеры в Латинской Америке и на Гаити были вызваны азиатскими штаммами холеры 7PET, которые привезли туда заразившиеся в Азии люди. В Африке наблюдалась схожая картина: генетический анализ штаммов, вызывавших мощные вспышки холеры, показал их азиатское происхождение. Всего азиатские холерные вибрионы, по словам ученых, 11 раз за последние полвека проникали в Африку и вызывали там массовые заболевания. Причем многие возбудители изначально уже были устойчивы к антибиотикам. При этом ученые подчеркивают, что и местные возбудители холеры имеют свой болезнетворный потенциал, хотя он и значительно слабее азиатских штаммов и не приводит к эпидемиям.

Данные этих исследований важны для глобальной борьбы с пандемиями холеры, так как показывают реальное движение возбудителей болезни по миру. Эти данные должны помочь в выработке действенных стратегий по искоренению этого заболевания к 2030 году, как намечено специальной программой ВОЗ.

Исследования опубликованы в журнале Science.

Ранее биологами удалось проследить, как ВИЧ распространялся по США.