Исследование близнецов показало генетические корни собаководства. Оказалось, что люди заводят собак из-за генов, но каких именно, пока неизвестно

Исследование 70 тысяч шведских близнецов показало, что причина, по которой человек живет с собакой, по меньшей мере наполовину зависит от генов. Это значит, что польза от содержания собак, известная по некоторым предыдущим исследованиям, может объясняться генетическими вариантами, связанными с уходом за животными, а не непосредственным влиянием животных.

Согласно археологическим данным, собака — первое животное, одомашненное человеком. Скорее всего, это произошло около 15 000 лет назад, хотя некоторые данные отодвигают время начала дружбы между людьми и собаками еще на 15 000 лет в прошлое. Некоторые ученые считают, что тесное и долгое сосуществование не могло не подействовать на оба вида. Например, по некоторым данным, жизнь с человеком сделала детские черты у собак более выраженными и подарила им способность усваивать углеводы.

Другая сторона партнерства тоже выиграла: существуют исследования, которые показывают, что наличие собаки положительно связано со здоровьем человека. Владельцы таких домашних питомцев физически активнее, меньше чувствуют себя одинокими, комфортнее себя чувствуют, дольше живут и реже страдают от астмы. Тем не менее нельзя сказать, что эта связь причинно-следственная. Возможно, все дело в том, что собак заводят люди в среднем более здоровые, активные, благополучные и реже болеющие астмой.

Читайте также: Как кошка с собакой. Почему собаки не любят кошек

Ученые из Уппсальского университета решили узнать, есть ли связь между генами и пристрастием к собакам. Они использовали два источника данных — Шведский реестр близнецов и национальный Реестр собак.

Реестр близнецов — это крупнейшая в мире база данных о близнецах, которую шведский Каролинский институт собирает с 60-х годов XX века. Сейчас в ней хранится информация о почти 200 000 тысячах близнецов, родившихся с 1920-х годов. Базу данных часто используют для медицинских исследований.

В этом исследовании он пригодился потому, что монозиготные (однояйцевые) близнецы — точные генетические копии друг друга, а у дизиготных (двуяйцевых) совпадает только примерно половина генов. Таким образом можно понять, насколько гены влияют на какой-нибудь признак — в монозиготных парах он чаще будет выражен у обоих братьев или сестер, чем в дизиготных. К тому же благодаря этому почти нивелируется фактор среды, ведь обычно близнецы живут в очень похожих условиях.

Второй реестр ведет Шведский совет по сельскому хозяйству. Согласно законам страны, каждая собака должна быть зарегистрирована, в реестре содержится ее идентификационный номер и информация о владельце. Хозяин должен сообщать совету, если у его питомца сменилась кличка, место жительства или о любых других важных событиях в жизни своего животного.