Клоны погибают из-за нарушения работы генов

Ученые из США и Франции нашли причины низкой эффективности клонирования млекопитающих. Оказалось, дело в нарушениях работы множества генов, связанных с развитием плода.

Впервые человеку удалось клонировать млекопитающее в 1996 году, когда на свет в результате успешного эксперимента по клонированию появилась овечка Долли. Для клонирования овцы ученые взяли генетический материал (клеточное ядро) «матери» (которая была уже мертва на тот момент) и пересадили его в яйцеклетку другой овцы, предварительно удалив из нее родное ядро. После этого яйцеклетку с пересаженным ядром ввели в матку овцы — «суррогатной матери», которая и выносила Долли.

Эффективность клонирования млекопитающих очень мала: в случае с Долли из 29 клонированных эмбрионов выжил только один, а при клонировании крупного рогатого скота выживает не более 10%. Ученые попытались выяснить, почему эмбрионы-клоны плохо приживаются в матке, и на примере коров изучили гены из тканей зародыша и матери на 18-й и 34-й день после введения в матку.

Ученые секвенировали (расшифровали) РНК из клеток эмбрионов, внеэмбриональных тканей и плаценты и нашли нарушения в работе 5000 генов. Так как лучше всего из всех млекопитающих изучены гены мышей, ученые использовали базу данных MGI (Mouse Genome Informatics), в которой хранится информация о функциях генов мышей, и обнаружили, что 258 генов из тех, что неправильно работали у коров, связаны с формированием внеэмбриональных тканей и имплантацией эмбриона в стенку матки. Ученые использовали данные по генам мышей потому, что мышь вынашивает потомство так же, как и корова, соответственно, за беременность у нее отвечают во многом те же гены, что и у других плацентарных млекопитающих.

Кроме того, ученые обнаружили нарушения в работе генов, которые кодируют гормоны, нужные для нормального протекания беременности.

Ученые считают, что нужно продолжать исследования для более точного выяснения механизмов, по которым беременность не проходит нормально.

Исследование описано в журнале PNAS.

Сменившие пол бородатые агамы смелее обычных самцов и самок

Если яйца ящериц держать при высокой температуре, то самцы в них становятся самками. Такие особи дают больше потомства и ведут себя «мужественнее», чем самцы.

Пол пресмыкающихся зачастую зависит не только от генов, но и от условий окружающей среды. Предыдущие исследования показали, что если содержать яйца бородатых агам при температуре выше 32°С, самцы в них меняют пол на женский и даже становятся

более плодовитыми

.

Теперь биологи из Австралии открыли, что сменившие пол самцы ведут себя более «мужественно», чем обыкновенные самцы. [ ... ]

Ретриверы склонны к дрессировке и ожирению из-за мутантного гена

Исследование международной группы ученых связывает способность ретриверов к дрессировке и склонность к ожирению с изменением гена. Мутантный ген встречается у собак-поводырей чаще, чем у собак-компаньонов.

Статья

опубликована

в журнале

Cell Metabolism [ ... ]

Чтобы лечить людей, ученые создали заикающихся мышей

В новом исследовании ученые вывели линию мышей с мутацией в гене, который у человека ассоциирован с заиканием, и обнаружили, что у мутантных мышат возникли сходные проблемы с вокализацией. В будущем результаты этой работы можно использовать для более подробного изучения заикания у людей на животных моделях.

На протяжении долгого времени заикание считалось расстройством, имеющим исключительно психологическую основу, однако недавно ученым удалось выяснить, что до 16% всех случаев заикания имеют генетическую основу. Хотя наличие второй сигнальной системы, то есть речи, — исключительно человеческая особенность, разложив речь на более мелкие фрагменты, можно обнаружить паттерны, также характерные для животных. В новой работе ученые решили изучить влияние мутации в гене