Гелий лишил надежд найти под озером Восток вулкан

Количество радиоактивного гелия в озере Восток показывает, что геологическая провинция под этим водоемом давно не проявляет вулканической активности.

Геофизики из России и Франции изучили, как крупнейшее в Антарктиде подледное озеро — Восток — получает гелий из находящейся под ним породы. Доля радиоактивных изотопов гелия, попадающего в озеро, невелика и соответствует той, какую могла бы поставлять континентальная провинция без следов вулканической активности. Научная статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters. Работа поддержана несколькими грантами, в том числе грантом РНФ.

Антарктида — континент, почти полностью покрытый льдом. Поэтому его геологию невозможно изучать напрямую — только по косвенным измерениям. Одно из них — определение содержания различных газов в антарктических льдах. Участки земной коры разного возраста и уровня вулканической активности выделяют разные количества неона и гелия. Более того, соотношение радиоактивных и «обычных» изотопов этих элементов также зависит от характеристик их источника.

Поэтому авторы новой работы определили концентрацию двух изотопов гелия — радиоактивного 3He и нерадиоактивного 4He в образцах льда, расположенных на 2—162 метра выше уровня воды в озере Восток, то есть на 3607—3767 метров в глубь ледника, на поверхности которого расположена исследовательская станция «Восток». Из предыдущих работ известно, что изотопный состав льда над озером зависит от глубины, на которой он находится. В месте бурения лед с глубины до 3539 метров по изотопному составу практически не отличается ото льда на самой поверхности. Ниже этой точки содержание многих веществ, в том числе гелия, в нем резко меняется. Из этого геологи делают вывод, что состав льда ниже 3539 метров соответствует составу жидкой воды озера Восток.

Керны получали во время работ по бурению ледника над озером в 2006—2012 годах. Всего ученые проанализировали состав 24 образцов льда. Главным образом исследователей интересовало соотношение двух изотопов гелия в них. Больше радиоактивного 3He по отношению к нерадиоактивному 4He выбрасывают на поверхность молодые геологические провинции, на которых наблюдается вулканическая активность. Они же отдают в атмосферу больше тепла (его количество, выделенное за определенный период времени, измеряется в милливаттах на квадратный метр). В смеси газов, источником которых служат старые геологические провинции без заметной вулканической активности, соотношение радиоактивных изотопов меньше.

Общую концентрацию изотопов гелия в воде озера авторы статьи оценили в 132 наномоля на литр. Химический анализ показал, что доля 3He в ледяных кернах, изотопный состав которых предположительно совпадает с составом воды озера Восток, невелика. Это означает, что геологическая провинция, лежащая под водоемом, имеет значительный возраст и вулканической активности на ней нет. Зная зависимость количества радиоактивного гелия от возраста провинции, авторы работы рассчитали, сколько тепла она выделяет, — 51 милливатт на квадратный метр. Такие показатели типичны для остывших геологических провинций. Близкое значение для участка территории Антарктиды вблизи озера Восток было получено в исследованиях теплоотдачи геологических провинций материка методом спутниковой магнитной съемки.

Озеро Восток расположено в районе одноименной исследовательской станции в Антарктиде на 77 градусах южной широты и 105 градусах восточной долготы. Площадь его поверхности составляет около 15 000 квадратных километров, что делает Восток самым крупным известным на данный момент подледным озером. Глубину этого водоема оценивают в 1200 метров. Сверху Восток закрыт ледником, толщина которого составляет до 4500 метров. Еще до открытия озера в 1996 году его существование предсказали, исходя из предположения, что в нижней части очень толстого ледника температура может быть выше нуля. Либо давление там настолько высоко, что возможно наличие жидкой переохлажденной воды. Рядом со станцией «Восток» к воде озера пробурили скважину. Толщина ледника в точке бурения составляет 3769 метров. Озеро интенсивно изучают, так как оно может дать информацию о формирования континента Антарктида. Кроме того, оно многие миллионы лет было изолировано от поверхности Земли и, вероятно, содержит в себе уникальные живые организмы.

На Ямале обнаружили первый на Земле ледяной вулкан

До сих пор считалось, что криовулканы существуют только на Церере или Марсе, но не на нашей планете.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова изучили обнаруженную на Ямале крупную воронку (диаметр более 20 метров), имевшую неясное происхождение. Оказалось, что она образована не прорывами подземного метана, а из-за процессов криовулканизма, которые, как считалось ранее, существуют лишь на некоторых планетах Солнечной системы. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

В последние четыре года на Ямале находят все больше загадочных воронок, часто довольно большого диаметра. До недавнего времени их происхождение оставалось загадкой. Считалось, что это результат прорывов метана из-под земли, следы своего рода взрывов. Метан, согласно этим гипотезам, мог попасть туда из глубоких подземных месторождений вследствие протаивания прилегающего грунта из-за глобального потепления.

Однако авторы новой работы подошли к проблеме со свежим взглядом. Они изучили признаки промерзания грунтов и структурные особенности льда, встречающиеся в породах близ воронки. Кроме того, они детально исследовали состав талой воды, скапливающейся в воронке, и спутниковые снимки местности до ее образования и после.

Выяснилось, что на самом деле картина взрыва не имеет ничего общего с прорывом метана из подземных месторождений. На снимках за считанные годы перед образованием воронки на ее месте был бугор — выступ, нетипичный для равнинной тундры. Сопоставив это явление с данными анализа самой воронки, авторы работы пришли к выводу, что она возникла в результате ранее неизвестных процессов, которые они назвали криовулканизмом — по аналогии со сходными процессами, идущими на других небесных телах. Следует отметить, что ямальский криовулканизм — биогенного происхождения, что отличает его от абиогенного криовулканизма на иных планетах Солнечной системы. [ ... ]

Сланцевой нефти в России предрекли трудное будущее

Несмотря на крупнейшие запасы в мире.

Группа российских и норвежских исследователей изучила перспективность добычи нефти из сланцев в России. Согласно их анализу, несмотря на то что у нашей страны крупнейшие в мире запасы сланцевой нефти (технически извлекаемой), повторить успех США, недавно обогнавших Россию по добыче нефти именно за счет сланца, будет крайне сложно. Несмотря на большие запасы, заметное развитие сланцевого сектора в нашей стране невозможно. Соответствующая статья опубликована в Energy Policy.

Исследователи отмечают, что в последние годы в мире, а конкретнее в США, произошла сланцевая революция, при которой добыча нефти из сланцев позволила Штатам стать крупнейшей нефтедобывающей державой, обойдя былых лидеров — Россию и Саудовскую Аравию. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько подобные события возможны в России. Вопрос этот этот особенно актуален в связи с тем, что традиционные месторождения нефти в нашей стране сокращаются.

Авторы проанализировали имеющуюся информацию по запасам сланцевой нефти в России и пришли к выводу, что на данный момент точный объем таких месторождений ясен не до конца. Осложняет проблему то, что в отсутствие промышленной добычи из сланцев трудно даже понять, какой могла бы быть ее себестоимость в российских условиях. С другой стороны, с точки зрения больших компаний начинать такую добычу рискованно — до тех пор, пока не ясны точные размеры запасов сланцевой нефти в нашей стране, что создает своего рода замкнутый круг. Дополнительные усилия по вскрытию именно сланцевых месторождений нефти сегодня не предпринимаются.

Другой проблемой является тот факт, что в США сланцевая революция совершалась маленькими нефтяными компаниями, склонными к реализации рискованных проектов. Большие корпорации, напротив, никаких успехов в сланцевой отрасли не добились, поскольку в силу своего традиционного консерватизма постоянно запаздывали с внедрением новых технологий масштабного горизонтального бурения. В России малых нефтяных компаний практически нет, на рынке представлены только крупные, также не склонные к рискам и активному внедрению новых технологий. Между тем без практики рискованного горизонтального бурения научится проводить его эффективно невозможно. Это делает перспективы масштабной добычи сланцевой нефти в России в ближайшие годы сомнительными. [ ... ]