Галлюциногенные грибы помогли при депрессии

Ученые из университетов Лондона и Кардиффа провели исследование вещества псилоцибин, полученного из «волшебных» грибов псилоцибе. Оно продемонстрировало эффективность в лечении хронической депрессии.

Грибы из рода псилоцибе известны тем, что способны вводить человека в измененное состояние сознания. Эти грибы чрезвычайно распространены в природе. Из них выделяют активное вещество — алкалоид псилоцибин. По своей химической структуре псилоцибин имеет сходство с нейромедиатором серотонином — «гормоном счастья».

Британские психиатры решили проверить, как псилоцибин будет воздействовать на пациентов с тяжелой хронической депрессией, которая не поддавалась лечению. Для своего исследования они пригласили 19 добровольцев, страдавших затяжной депрессией. С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) у пациентов исследовали состояние головного мозга до начала эксперимента, после чего те начали прием псилоцибина.

В начале эксперимента они получили по 10 мг, а через неделю еще по 25 мг препарата. Эффект от приема оказался довольно сильным, и все участники почти сразу чувствовали облегчение симптомов депрессии. По словам ученых, пациенты сравнивали свое новое состояние с перезагрузкой компьютера. «Некоторые из наших пациентов описали ощущение „перезагрузки“ после лечения и часто использовали компьютерные аналогии», — пишут они. Действие псилоцибина продолжалось до пяти недель после его приема.

Сканирование МРТ также показало существенные изменения в активности именно тех областей мозга, которые напрямую связаны с настроением. Так, было зафиксировано снижение кровотока в миндалевидном теле — области головного мозга, которая играет ключевую роль в формировании эмоциональных реакций, и в височных долях.

Несмотря на такие впечатляющие результаты, ученые пока настроены осторожно и выступают против возможного самолечения людей грибами или их компонентами. Кроме того, как отмечается в статье, выборки размером в 19 человек недостаточно для подтверждения эффективного метода лечения. «Нужно больше исследований, чтобы увидеть, можно ли повторить этот положительный эффект у большего числа пациентов. Но первоначальные выводы захватывающи, они путь для дальнейших исследований», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

О том, как грибы обманывают иммунную систему бактерий, читайте на «Чердаке».

Компьютер научили находить больные эритроциты

Ученые из Китая и США разработали алгоритм для автоматического анализа формы красных кровяных телец по микроскопическим снимкам.

Серповидноклеточная анемия — это наследственное заболевание, при котором нарушается структура гемоглобина и, как следствие, изменяется форма несущих его эритроцитов — красных кровяных телец. Вопреки названию болезни эритроциты при этом могут иметь самую разную форму — не только серпа: быть овальными или вытянутыми. Тем не менее количественный и качественный анализ структуры клеток важен для диагностики анемии и помогает предсказать динамику и исход заболевания. Поскольку вручную анализировать форму эритроцитов достаточно трудно, в новой работе ученые предложили подход к автоматизированному анализу.

В основе метода лежит алгоритм глубинного обучения, использующий свёрточные нейронные сети для распознавания микроскопических изображений. Анализ при этом состоит из трех основных этапов. На первом шаге алгоритм идентифицирует эритроциты, отделяя их от фона и соседних клеток. Затем он масштабирует изображение, приводя все клетки к одному размеру. И, наконец, на третьем этапе алгоритм определяет форму эритроцита.

Классификация форм красных кровяных телец. Изображение: Xu et al.

Для обучения нейронной сети ученые использовали изображения одиночных красных кровяных телец, а затем проверили метод на 434 «сырых» микроскопических изображениях, полученных от восьми пациентов. Результаты анализа показали, что алгоритм действительно успешно классифицирует эритроциты по форме, к примеру позволяет точно определить процент собственно серповидных клеток. При этом метод работает как для клеток, несущих кислород, так и для «пустых». [ ... ]

Курение и оральный секс повышают риск рака горла у мужчин

Ученые из США обнаружили, что распространенность онкогенного вируса папилломы человека в ротовой полости зависит от курения и количества оральных половых партнеров, причем у мужчин она почти в пять раз выше, чем у женщин.

Вирус папилломы человека (ВПЧ) известен тем, что способствует появлению рака. У женщин с ВПЧ возрастает риск развития рака шейки матки, кроме того, рак ротоглотки в 70% случаев возникает по вине ВПЧ. Как пишут авторы исследования, к 2020 году рак ротоглотки, вызванный ВПЧ, будет встречаться чаще, чем рак шейки матки.

Ученые из Университета Джона Хопкинса решили выявить факторы, которые увеличивают риск появления ВПЧ в ротовой полости. Они проанализировали результаты исследования, которое проводилось с 2009 по 2014 годы в США. В исследовании приняло участие 13 089 человек. В ходе этого исследования у его участников определяли наличие вируса в ротовой полости, кроме того, участников опрашивали на предмет курения и половой жизни — практиковали ли они оральный секс и со сколькими партнерами.

Результаты показали, что больше всего ВПЧ распространен у курящих мужчин, которые занимались оральным сексом с пятью и более партнерами — 15% (против трех процентов у женщин). Среди мужчин, которые не курили, но партнеров у них было не менее пяти, ВПЧ встречается в 7% случаев. Тот же результат у тех мужчин, которые курят, но оральным сексом занимались не более чем с четырьмя партнерами.

Распространенность ВПЧ у мужчин, которые занимались оральным сексом с женщинами, ниже, чем у практиковавших однополый оральный секс (6% против 10%). У женщин распространенность ВПЧ, как оказалось, мало зависит от орального секса и курения, и в целом вирус встречается реже, чем у мужчин. Тем не менее у тех женщин, которые занимались оральным сексом с мужчинами, ВПЧ попадается во рту в два раза реже, чем у тех, кто с женщинами (1,4% против 3,5%). [ ... ]

Быстрое употребление больших доз алкоголя нарушает развитие мозга

Как показывает новая работа испанских ученых, употребление большого количества алкоголя за короткий срок может вмешаться в правильное развитие центральной нервной системы и привести к нарушениям в познавательных способностях молодых людей.

Употребление алкогольных напитков иногда приобретает характер болезненной зависимости. Такая зависимость привычно называется алкоголизмом. Однако развитию алкоголизма предшествуют разные виды употребления алкоголя. Часто это то, что в зарубежной практике называют binge drinking, или, в переводе на понятный русский, «накидаться». Близкое к binge drinking явление — это binge eating, переедание. Под перееданием обычно подразумевается употребление большого числа еды за короткий срок. Binge drinking определяется как употребление пяти и более доз алкоголя для мужчин и четырех и более для женщин за два часа. Одна доза приблизительно равна одной стопке крепкого алкоголя. Столь интенсивный стиль употребления алкоголя широко распространен среди молодежи, например среди студентов младших курсов. Известно, что быстрое употребление высоких доз алкоголя связано с повышением частоты дорожно-транспортных происшествий и рискованного сексуального поведения, а также — кто бы мог подумать? — приводит к ухудшению академической успеваемости.

В настоящее время хорошо исследованы изменения в функционировании и структуре головного мозга у людей, уже хронически злоупотребляющих алкоголем. Любители быстрых и обильных возлияний (которые в известном смысле можно назвать прекурсором алкоголизма) изучены в этом отношении намного меньше. Для заполнения этого пробела в Испании запущено сразу несколько исследований нейрофизиологических изменений при этом типе употребления алкоголя.

В ходе одного из них была исследована активность головного мозга в покое у 80 испанских студентов первого курса. Все они были регулярными участниками алкогольных вечеринок, но запись ЭЭГ проводилась в трезвом состоянии, чтобы исключить прямое влияние алкогольной интоксикации. Кроме фиксации ЭЭГ, при помощи специального алгоритма проводилось ее картирование, которое «привязывает» сигнал к конкретной области головного мозга. Алгоритм локализовал источник того или иного ритма с точностью до 5 мм.

После обработки всех данных было установлено, что у всех испытуемых возрастает частота бета-ритма при открытых глазах в покое. Источником этого сигнала становится правая височная доля, точнее парагиппокампальная и веретеновидная извилины. Такой сигнал может говорить о повышенной возбудимости мозга, вызванной интенсивным употреблением алкоголя. Кроме этого в мозге участников исследования (при закрытых глазах) возникает тета-ритм повышенной мощности. Согласно результатам картирования, такой ритм производится затылочными долями обоих полушарий и предположительно указывает на сложности в обработке информации мозгом. [ ... ]