Галлюциногенные грибы помогли при депрессии

Ученые из университетов Лондона и Кардиффа провели исследование вещества псилоцибин, полученного из «волшебных» грибов псилоцибе. Оно продемонстрировало эффективность в лечении хронической депрессии.

Грибы из рода псилоцибе известны тем, что способны вводить человека в измененное состояние сознания. Эти грибы чрезвычайно распространены в природе. Из них выделяют активное вещество — алкалоид псилоцибин. По своей химической структуре псилоцибин имеет сходство с нейромедиатором серотонином — «гормоном счастья».

Британские психиатры решили проверить, как псилоцибин будет воздействовать на пациентов с тяжелой хронической депрессией, которая не поддавалась лечению. Для своего исследования они пригласили 19 добровольцев, страдавших затяжной депрессией. С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) у пациентов исследовали состояние головного мозга до начала эксперимента, после чего те начали прием псилоцибина.

В начале эксперимента они получили по 10 мг, а через неделю еще по 25 мг препарата. Эффект от приема оказался довольно сильным, и все участники почти сразу чувствовали облегчение симптомов депрессии. По словам ученых, пациенты сравнивали свое новое состояние с перезагрузкой компьютера. «Некоторые из наших пациентов описали ощущение „перезагрузки“ после лечения и часто использовали компьютерные аналогии», — пишут они. Действие псилоцибина продолжалось до пяти недель после его приема.

Сканирование МРТ также показало существенные изменения в активности именно тех областей мозга, которые напрямую связаны с настроением. Так, было зафиксировано снижение кровотока в миндалевидном теле — области головного мозга, которая играет ключевую роль в формировании эмоциональных реакций, и в височных долях.

Несмотря на такие впечатляющие результаты, ученые пока настроены осторожно и выступают против возможного самолечения людей грибами или их компонентами. Кроме того, как отмечается в статье, выборки размером в 19 человек недостаточно для подтверждения эффективного метода лечения. «Нужно больше исследований, чтобы увидеть, можно ли повторить этот положительный эффект у большего числа пациентов. Но первоначальные выводы захватывающи, они путь для дальнейших исследований», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

О том, как грибы обманывают иммунную систему бактерий, читайте на «Чердаке».

Астрономы измерили расстояние до противоположного края Млечного Пути

Сотрудники Радиоастрономического института Макса Планка (Германия) измерили расстояние от Солнца до самых далеких звезд Млечного Пути.

Млечный Путь — это огромный диск с закручивающимися спиральными рукавами. Наша солнечная система находится в галактической «провинции» — на расстоянии почти 25 тысяч световых лет до центра Млечного Пути. Мы не можем взглянуть на нашу Галактику со стороны, поэтому исследователям необходимо изучить огромный массив данных по расстоянию до космических объектов и найти границу звездообразующей области Млечного Пути. Большей частью эта область состоит из газа и межзвездной пыли, поглощающих световое излучение в оптическом диапазоне и затрудняющих определения края Галактики.

Астрономы из Института Макса Планка использовали метод, называемый тригонометрическим параллаксом, чтобы определить расстояние до самых далеких звездообразующих областей Галактики. Из-за обращения Земли вокруг Солнца наблюдателю кажется, что звезды перемещаются на небосклоне. Похожий эффект можно продемонстрировать, держа палец перед носом и попеременно закрывая каждый глаз, — будет казаться, что палец периодически двигается из стороны в сторону.

Наблюдатель на Земле, Солнце (или другая яркая звезда) и исследуемый объект будут треугольной системой измерений. Зная расстояние между Землей и Солнцем и определив с помощью телескопа угол видимого смещения объекта (звезда, область галактики) на небе, по простой школьной формуле тангенса можно найти расстояние до исследуемого объекта.

Ученые взяли данные так называемого «очень длинного базового массива» (Very Long Baseline Array — VLBA), чтобы определить границы Галактики. Система VLBA состоит из 10 радиотелескопов, распределенных по Северной Америке, на Гавайях и островах Карибского моря, и собирает информацию по углам смещения объектов. [ ... ]

Дикие утки остаются на зиму в городах и хорошо себя чувствуют

Экологи из Университета Иллинойса (США) выяснили, что для диких уток зимовка в густонаселенных урбанизированных районах предпочтительнее миграции в сельскохозяйственные зоны, несмотря на большее количества корма.

Североамериканские утки проводят лето в Канаде и на севере США, мигрируя на зимовку в южные штаты и на север Мексики. Прогрессирующее повышение среднегодовой температуры и рост крупных мегаполисов, где для птиц много удобных зон обитания (парки, пруды и т.п.) сдвинул за последние десятилетия зоны зимовки далеко на север. Теперь птицы предпочитают изнурительным миграциям комфорт и безопасность больших городов.

С 2014 по 2016 год в районе Чикагской агломерации ученые поймали 41 канадскую казарку (Branta canadensis) и надели на них ошейники с GPS-передатчиками для отслеживания передвижений.

35 подопытных уток предпочли зимовку в городе, например в общественных садах и парках. Некоторые казарки выбрали для обитания промышленные зоны и объекты железнодорожной инфраструктуры (депо, станции). Ученые обратили внимание, что с понижением среднесуточной температуры гуси перебирались из зеленых зон в промышленные. Сезонная выживаемость городских казарок достигла 100% — все урбанизированные утки успешно пережили зимний сезон.

Немногие казарки, мигрировавшие в холодный период в сельские районы, оказались в менее выигрышном положении. Пищевые сельскохозяйственные отходы значительно увеличивают кормовую базу для уток, но за городской чертой человек превращается для казарок из гостеприимного хозяина в охотника. Согласно исследованию, выживаемость казарок в сельских районах падает до 48%. [ ... ]

Гигантская ветровая электростанция в Атлантике может обеспечить энергией весь мир

Британский эколог и эксперт по технологиям из США с помощью климатической модели установили, что ветряная электростанция в Северной Атлантике размером с Гренландию может обеспечить электричеством всю планету.

Производительность ветряных электростанций зависит от эффективности использования энергии ветра. Ветровой поток, вращая лопасти ветрогенератора, теряет энергию, а значит, скорость. Потоки воздуха, находящиеся выше, передают часть своей энергии ветру, вращающему ветрогенераторы, но, несмотря на это, эффективность работы ветровой фермы, состоящей из нескольких ветрогенераторов, снижается при увеличении их числа. Таким образом, физические свойства атмосферы задают предел выработки электричества, и для крупных ветровых ферм он был ранее определен.

Однако атмосферные процессы над океаном и сушей различаются, и, следовательно, может отличаться процесс переноса энергии к замедленным ветрогенератором воздушным потокам от свободных ветров, двигающихся выше. Ученых также привлекал тот факт, что средняя скорость ветра над океаном на 70% выше, чем над сушей.

Используя модель The Community Earth System Model, включающую данные об атмосферных процессах, океанских течениях и температуре, льдах и углеродном цикле, ученые рассчитали возможный предел выработки ветровой электроэнергии для Северной Атлантики. Минимальное значение этой величины составило 6 Вт/м2, что в четыре раза превышает тот же показатель для суши.

Благодаря тому что над океаном происходит активная передача кинетической энергии (движения) от свободных воздушных течений замедленным ветровым потокам, которые вращают ветрогенераторы на высоте 30—120 метров, ветряные электростанции могут работать здесь более эффективно. Особенности атмосферы над океаном связаны с наличием в Северной Атлантике вихрей, подпитываемых струйным течением, а также с тем, что океан нагревает атмосферу, что особенно ярко проявляется в зимние месяцы. [ ... ]