Ученые впервые сняли на видео работу мозга свободно двигающегося существа

Ученым впервые удалось снять активность сразу всей нервной системы живого существа в процессе его естественного поведения. До этого нейробиологи могли наблюдать только за частью мозга или за обездвиженными животными.
Эксперимент был проведен на червях нематодах, статья с его результатами размещена в электронной библиотеке Корнелльского университета.

Нервная система нематоды состоит всего из 302 нейронов, а размер самого червя - всего 1 миллиметр. Джеффри Нуен (Jeffrey Nguyen) из Принстонского университета в Нью-Джерси (США) и его коллеги использовали два микроскопа: менее мощный, с 10-кратным увеличением, отслеживал движения червя и позволял автоматически двигать площадку, на которой находилась чашка Петри с червем, так чтобы его голова постоянно оставалась в поле зрения более мощного конфокального микроскопа с 40-кратным разрешением.

Одновременно высокоскоростная камера регистрировала активность нейронов в голове нематоды слой за слоем со скоростью 200 кадров в секунду. Шаг между слоями - примерно 1,2 нанометра, всю голову нематоды камера проходила за 40 шагов, получая пять снимков всего объема мозга за секунду (видео).

Активность нейронов была видна благодаря флуоресцентным белкам, чувствительным к уровню кальция в нейронах, который служит индикатором их активности. Флуоресцентные белки вырабатывались в нервных клетках червей благодаря предварительной модификации генома.

Обычно эта техника используется для отслеживания активности отдельных групп нейронов у животных, находящихся под наркозом, или обездвиженных, поскольку для нее нужен мощный микроскоп, а такие микроскопы обычно обладают узким полем зрения.

Нуен и его коллеги провели эксперимент два раза с разными нематодами и зарегистрировали активность примерно 70-80 нейронов, что не хуже, чем в экспериментах с обездвиженными червями. Кроме того, они смогли определить группы примерно по семь нейронов, активность которых соответствует движению нематоды назад, вперед и поворотам.