Пожертвовать половыми органами дрозофил не заставил даже голод. Причиной этому оказалась разная чувствительность их частей тела к инсулину

У большинства членистоногих, к которым относится муха дрозофила, пропорции тела не изменяются в зависимости от его размера и внешних условий. Исключение составляют лишь вторичные половые признаки, с помощью которых самцы привлекают самок. Оказалось, что у мух гениталии не берет даже голод: в то время, как все остальное тело «усыхает», они сохраняют свой размер и обеспечивают преимущество перед соперниками. Своей стойкостью к превратностям судьбы они обязаны нечувствительностью к инсулину — клетки половых органов не «осознают», что глюкозы стало меньше, и продолжают работать с полным размахом.

Инсулин — один из ключевых гормонов, влияющих на жизнь клеток в организме. Он не просто заставляет клетки захватывать глюкозу из крови, но и подстегивает таким образом их обмен веществ. В частности, именно инсулин считают одним из виновников старения клеток, поскольку он продолжает стимулировать их  вести активную жизнедеятельность даже тогда, когда это уже не нужно.

Свою роль он выполняет и при голодании: количество глюкозы в крови снижается, инсулина тоже становится меньше и в клетках запускается «режим экономии». В частности, активируется транскрипционный фактор FOXO (очень распространенный в животном мире, встречается от нематод до человека), который тормозит клеточный рост и синтез белка.

Как правило, в условиях дефицита еды все тело животного сжимается пропорционально. Исключением могут стать только особенно важные по какой-то причине органы — у человека, например, это мозг. Но у самцов дрозофилы совсем другие приоритеты: у них изначальный размер сохраняют только половые органы. Ученые из Чикаго нашли объяснение этому феномену.