Физики приблизились к созданию компьютеров принципиально нового типа

Международная группа физиков, в том числе ученые из МФТИ, сообщила о проведении экспериментального исследования явления моттовского перехода, то есть превращения определенных материалов из диэлектрика в проводник.

Исследователи из Нидерландов, Великобритании, Италии, США и России провели серию экспериментов с моттовскими изоляторами. Согласно зонной теории проводимости эти материалы должны быть проводниками электрического тока, однако на практике они оказываются диэлектриками. В общих чертах механизм, объясняющий эту аномалию, физикам известен, однако полной теории моттовских изоляторов пока нет, и ученым до конца не ясно, как такие материалы превращаются из изоляторов в проводники.

Многие специалисты уверены, что такой эффект способен открыть путь к более быстрым компьютерам. Моттовский переход происходит под воздействием ряда факторов, включающих магнитное поле, и за счет этого им можно управлять извне, пропуская или останавливая электрический ток в нужном месте. Такая схема могла бы заменить обычные транзисторы и при этом оказаться быстрее и компактнее, но для ее реализации нужна разработанная теория моттовского перехода.

В новом исследовании физики использовали специальную модель, которая позволяла изучать квантовые процессы в моттовском изоляторе при помощи так называемых магнитных вихрей. В этой модели внутри сверхпроводящего материала создается квантовый вихрь из электрического тока. Варьируя температуру и магнитное поле, можно переводить образец из одного состояния в другое.

Для нового эксперимента ученые изготовили на кремниевой пластине квадратную матрицу из 300х300 ниобиевых «островков» диаметром около 220 нанометров и подвели к ней золотые и ниобиевые контакты. Образец изготовили стандартными методами фотолитографии и затем поместили в криостат, охладив до 1,4 кельвина. Это ниже температуры перехода ниобия в сверхпроводящее состояние, поэтому ниобиевые «островки» стали сверхпроводниками, в них сформировались магнитные вихри, а далее исследователи проанализировали поведение системы в различных условиях.

Использованная в экспериментах матрица из ниобиевых островков, ее рельеф и сечение, а также (C) общий вид в оптический микроскоп. Иллюстрация предоставлена авторами исследования

Ученые измерили сопротивление образца и обнаружили, что эта величина меняется нелинейно с ростом энергии магнитного поля. С теоретической точки зрения полученные результаты означают, что моттовский переход можно представить как превращение вещества из жидкого состояния в газ, что открывает дополнительные возможности для анализа феномена с позиций термодинамики.

Статья принята к публикации в журнале

Science

и

доступна

на портале arXiv.org, а кратко об исследовании

сообщается

в пресс-релизе МФТИ.

Химики из МГУ дополнили теорию сверхпроводимости

Международной группе исследователей впервые удалось продемонстрировать, что распределение кислородных дефектов у сверхпроводящих купратов показывает коррелированное поведение, которое взаимодействует с волной зарядовой плотности. Прежде считалось, что дефекты, связанные с внедрением кислорода, имеют случайный характер.

Ранее считалось, что квантовый эффект сверхпроводимости может возникать лишь при абсолютном нуле, то есть при температуре минус 273,15 градуса по Цельсию. Ученые доказали, что эффект проявляется и при температуре в минус 70 градусов по Цельсию, что позволит проводить эксперименты в Арктике.

Статья, посвященная исследованию взаимодействия между волной зарядовой плотности и замороженного беспорядка, создаваемого допантами (модифицирующими добавками, которые повышают удельную электрическую проводимость или оптические свойства материала) в сверхпроводниках, была

опубликована

в журнале [ ... ]

Ученые из России и США создают термоядерный реактор нового типа

Сотрудники Института ядерной физики имени Будкера СО РАН разработали генераторы мощных пучков частиц нового поколения. Разработка была использована в экспериментах, в ходе которых удалось получить режим устойчивого поддержания плазмы при температуре 10 миллионов градусов.

Результаты работы

коротко представлены

в пресс-релизе официального издания Сибирского отделения академии наук «Наука в Сибири».

В настоящее время наиболее изученной термоядерной системой является [ ... ]

Российские ученые создали лазер для сверления живой кости

В лаборатории интеллектуальных диагностических радиационных и лазерно-оптических систем и технологий Томского государственного университета (ТГУ) были проведены эксперименты, которые подтвердили, что лазер на парах стронция может использоваться для резки и сверления живой кости.

Лазер на парах стронция для использования на биологических тканях был сделан научной группой ученых из ТГУ в рамках сотрудничества с коллегами из Вандербильтского университета (США). Американские ученые установили, что для воздействия на живые ткани лучше всего подходит инфракрасное излучение с длиной волны в 6,45 микрометра, а затем, совместно с коллегами из ТГУ, создали компактную лазерную систему с заданными параметрами. Коротко о работе