Физики предложили новый метод изучения быстропротекающих процессов

Международная команда ученых с участием аспирантки физфака МГУ разработала новый метод для исследования быстропротекающих процессов без разрушения образцов. Созданный для этого интерферометр был успешно испытан в лаборатории.

Одной из важных характеристик вещества, его состава и структуры является скорость его отклика на действие внешнего электромагнитного поля. Обычно это время исчисляется фемтосекундами и для его измерения используют лазеры, способные генерировать такие сверхкороткие импульсы. Эти лазеры сложны и дороги, к тому же они работают с высокой мощностью и часто ведут к повреждению исследуемых образцов.

Данных недостатков лишена новая оптическая система, предложенная аспиранткой физфака МГУ Елизаветой Мелик-Гайказян и ее коллегами из сингапурского Института хранения данных. Устройство использует квантово спутанные фотоны, возникающие в нелинейном кристалле под действием лазерного излучения. Частицы разделяются и направляются в разные плечи интерферометра, и одна из них проходит через образец, после чего взаимодействует со второй, на пути которой не было препятствий.

Изменения интерференционной картины на детекторах позволяют оценить характер взаимодействий в исследуемом веществе — например, точно заметить время перехода атомов из возбужденного в невозбужденное состояние. Авторы продемонстрировали работоспособность нового метода, собрав прототип такого интерферометра в лаборатории и успешно испытав его на матрице диэлектрических наночастиц и на кристалле Nd: YAG (алюмо-иттриевый гранат с неодимом).

«Благодаря нашей разработке мы можем без фемтосекундного лазера измерять фемтосекундные времена», — резюмирует Елизавета Мелик-Гайказян.

Об исследовании говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Ранее российские ученые с итальянскими коллегами разработали лазер для изучения атмосферы и медицины.