Физики МГУ создадут «квантовый телефон»

Физики Московского государственного университета работают над созданием устройства, который сможет обеспечить прямой квантовый канал обмена информации между абонентами.

Квантовые технологии — это категория технологий, основанных на принципах квантовой механики, таких как: квантово-размерный эффект, квантовый эффект Холла, принцип неопределенности Гейзенберга, квантовая суперпозиция, квантовое тунеллирование через потенциальные барьеры и квантовая сцепленность состояний.

Как сообщает пресс-служба вуза, в лаборатории квантовых оптических технологий физического факультета успешно проводятся исследования в области квантовых вычислений и квантовой связи.

Квантовые технологии позволяют реализовывать принципы абсолютно защищенной квантовой сети. Они могут быть широко применены в сфере безопасности, а также для обеспечения защиты банковских операций от взлома и мошенничества. Разговор по «квантовому телефону» будет полностью защищен от возможного подслушивания или перехвата, отметил руководитель проекта, профессор кафедры квантовой электроники Сергей Кулик.

По его словам, физики МГУ разработали оборудование, гарантирующее абсолютную защищенность. «Телефоны» должны быть дополнительно соединены оптоволокном, по которому передаются квантовые состояния света — именно из этих состояний и вырабатываются секретные ключи, которыми шифруется оцифрованный сигнал человеческой речи", — пояснил ученый.

Отмечается, что создание «квантового телефона» является первым этапом проекта по созданию первой в России университетской квантовой сети. Квантовая сеть — коммуникационная сеть, защищающая передаваемые данные с использованием фундаментальных законов квантовой механики. Квантовые сети допускают транспортировку квантовой информации между физически разделенными квантовыми системами. В распределенных квантовых вычислениях сетевые узлы в сети могут обрабатывать информацию, выполняя функцию квантовых вентилей. Безопасную передачу данных обеспечивают алгоритмы квантового распределения ключей.

В квантовых сетях, использующих в качестве среды передачи оптоволокно или свободное пространство, важную роль играет передача чистых квантовых состояний в виде фотонов на большие расстояния.

Ожидается, что со временем такие «телефоны» появятся во всех подразделениях МГУ.

О перспективах квантовых компьютеров читайте на «Чердаке».