Иммунные клетки эмбрионов работают наоборот

Ученые обнаружили у 12-недельных зародышей функционирующие иммунные клетки, однако они не помогают развивать иммунный ответ, а, напротив, подавляют его.

Находясь внутри организма матери, ребенок сталкивается с разнообразными веществами, поступающими к нему извне, — это и материнские белки, и молекулы пищи, и даже микроорганизмы. До сих пор оставалось неясным, как на это реагирует иммунная система зародыша, на какой стадии развития она включается в работу и какие из ее составляющих принимают в этом участие.

Международная группа ученых исследовала ткани 96 зародышей человека (полученных в результате прерванных по медицинским показаниям беременностей) и уже у 12-недельных эмбрионов обнаружила антиген-презентирующие клетки. У взрослых эти клетки иммунной системы захватывают молекулы (антигены) из внеклеточной среды и демонстрируют (то есть презентируют) их Т-лимфоцитам. Если Т-клетка «узнает» предъявленный ей антиген, то это означает, что он является чужеродным. Вслед за этим Т-клетки активируются, начинают делиться и стимулировать другие клетки для развития иммунного ответа на этот антиген.

Тем временем ученые показали, что у зародыша антиген-презентирующие клетки вовсе не стремятся поднимать остальные на битву с антигеном. Напротив, под их действием в популяции Т-лимфоцитов накапливаются Т-регуляторные клетки, которые выделяют вещества, подавляющие иммунный ответ. Помимо того, антиген-презентирующие клетки поглощают из крови аминокислоту аргинин, необходимую для синтеза фактора некроза опухоли — важного белка, активирующего лейкоциты.

Таким образом, иммунная система зародыша работает скорее на погашение конфликтов с чужеродными белками, чем на их развитие. По всей видимости, это один из важных механизмов формирования иммунологической толерантности, нарушение которой может приводить к тяжелым воспалениям тканей эмбриона или даже выкидышу. Дальнейшее изучение этих механизмов, вероятно, позволит лучше рассчитывать время и протоколы для лечения заболеваний зародыша на ранних стадиях развития.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

О том, какие непростые отношения складываются между организмом матери и ребенка, читайте на «Чердаке».

Полина Лосева