У рыбок данио-рерио выявили быструю и медленную фазы сна

Вероятно, эти фазы появились у позвоночных как минимум 450 миллионов лет назад
Данио рерио Azul / Wikimedia Commons
Описание
Данио рерио
© Azul / Wikimedia Commons

Энцефалография показала, что во сне рыбок данио-рерио, как и у многих позвоночных, можно выделить быструю и медленную стадии. Это может означать, что такое разделение могло появиться еще 450 миллионов лет назад — в то время, когда у позвоночных начал формироваться мозг.

Сон у позвоночных, включая млекопитающих, птиц и рептилий, делится на две фазы — быструю и медленную. Они отличаются друг от друга активностью мозга, которую можно наблюдать при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Для медленной фазы характерны медленные длинные волны, в то время как на быстрый сон указывают короткие резкие волны ЭЭГ. Также фазу быстрого сна можно определить по внешним признакам: у человека и животного в этом случае глаза под закрытыми веками двигаются, могут непроизвольно сокращаться мышцы шеи и конечностей, повышается сердцебиение. Однако ученые до сих пор не знают, зачем нужно такое разделение.

Неясно и то, характерны ли быстрая и медленная стадии для сна для земноводных и рыб, а это помогло бы ученым установить, когда это разделение появилось в принципе. Группа биологов из Стэнфордского университета решила выяснить это на примере рыбок данио-рерио. В данном случае это удобный модельный организм, ведь то, когда они спят, можно отследить по поведению рыб: в это время они абсолютно неподвижны. Вместе с тем зафиксировать нейронные признаки сна гораздо сложнее, поскольку у рыб нет неокортекса — отдела мозга, с которого у людей обычно снимают электроэнцефалограммы.

Специально для экспериментов данио-рерио генетически модифицировали таким образом, чтобы их организм вырабатывал специальный святящийся белок. Благодаря ему ученые смогли лучше разглядеть все процессы, происходящие в теле рыбы.