Ученые выяснили, как мозгу удается не размывать изображение при движении

Исследователи раскрыли суть молекулярного механизма, который позволяет глазам человека следить за движущимся объектом, а мозгу — воспринимать изображение четким и ясным. Выяснилось, что ответственность за это несут белки под названием Contactin-4 и «предшественник бета-амилоида».
Ученые из нескольких американских и японских исследовательских институтов выяснили, какие белки обеспечивают коммуникацию между головным мозгом и зрительными органами человека при наблюдении за движущимся объектом. Работа специалистов опубликована в журнале Neuron.

Один из соавторов работы Эндрю Губерман пояснил: глаз человека действует как сенсор, реагирующий на движение и посылающий в головной мозг команды, которые заставляют глаз двигаться вслед за наблюдаемым объектом. Этот процесс можно сравнить с перемещениями видеокамеры. В результате всех действий воспринимаемое человеком изображение получается ровным, не размазанным и четким. Однако до настоящего момента ученые не знали, какие именно молекулярные механизмы задействованы в ходе коммуникации между глазами и головным мозгом.

Эксперименты на мышах показали: описанные выше процессы осуществляются благодаря белкам под названием Contactin-4 и «предшественник бета-амилоида». Предшественник бета-амилоида — трансмембранный белок, накопление фрагментов которого в мозгу приводит к болезни Альцгеймера, — играет важную роль в функционировании и развитии мозга, а также обеспечивает нормальную работу Contactin-4.

Ученые показали, что Contactin-4 синтезируется только в клетках, которые отвечают за стабилизацию изображения. По мнению авторов, этот белок и помогает формироваться «правильным» нейронным связям — тем, которые обеспечивают четкое зрение, — между мозгом и зрительными органами.