Собак натравили на эпилепсию. Натренированные животные могут с почти 100-процентной точностью отличать запах человека, страдающего от припадка

Французские и американские ученые обнаружили, что собаки могут определять запах приближающегося приступа эпилепсии с большой вероятностью. С помощью обученной собаки страдающий от этого заболевания человек сможет заранее узнавать о приближающемся припадке и приготовиться к нему надлежащим образом.

Чувствительность обоняния собак все еще выше, чем у современных газовых анализаторов — зверь ощущает запах даже при концентрации 0,001 части на миллиард, а искусственным носам нужно по меньшей мере 100 частей на миллиард. Известно, что собаки чувствуют запах многих болезней, например диабета, рака и заболеваний почек. Существуют и отдельные свидетельства того, что собаки предупреждали хозяина о приближении эпилептического припадка.

Все это натолкнуло ученых из Франции и США на мысль, что собаки умеют вычленять специфический, характерный только для эпилепсии запах в человеческом поту и дыхании, и из этого можно извлечь пользу. Дело в том, что часто приступы эпилепсии начинаются неожиданно для больного, и в некоторых случаях это может привести к смерти пациента. Например, в припадке эпилептик может неудачно упасть или утонуть в ванной.

Читайте также: Чувствительная женщина и масс-спектрометр выяснили, чем пахнет болезнь Паркинсона

Образцы для эксперимента ученые взяли у пяти женщин с эпилепсией разной этиологии — например, вызванной энцефалитом Расмуссена или синдромом кольцевой 20-й хромосомы. Для этого у каждой из них ватным диском вытирали кожу на лице, руках и шее в состоянии покоя в течение дня, после занятий спортом, а также в момент припадка или сразу после него. После сбора пота с кожи пациент должен был положить ватку в пакетик, подышать в него напоследок и закрыть. Всего от каждого пациента взяли по семь образцов — четыре с повседневным запахом, два с потом после занятий спортом и по одному с «запахом приступа».

Сперва ученые взяли образцы с запахом эпилептического припадка у человека, не участвовавшего в исследовании, и с их помощью натренировали пять собак. После этого каждому животному по очереди дали по семь банок с ватками от пяти разных пациентов. Собака должна была понюхать банки и простоять над банкой с «припадочным» образцом дольше, чем над остальными. В этом случае животное награждали лакомством.

Видео, на котором собаки находят образец с запахом эпилептического припадкаNPG Press / YouTube

Три из пяти собак нашли нужные образцы безошибочно, не отвлекаясь на все остальные. Две собаки ошиблись в 33% случаев, не найдя образец вообще, и еще в 5% случаев нашли не тот. В среднем каждая собака проводила у образца с запахом припадка в семь раз больше времени, чем возле других банок.

Ученые пришли к выводу, что собаки — очень чувствительные и высокоспецифичные детекторы эпилепсии. Если удастся выяснить, что же именно унюхали собаки в ватке, которой вытерли лоб страдающему пациенту, можно будет научиться предвидеть приближающийся приступ.