Каннабиноиды вызывают ожирение у мышей

Ученые из Университета Калифорнии выяснили, что употребление пищи, богатой жирами и сахарозой, стимулирует работу эндоканнабиноидной сигнальной системы, которая, в свою очередь, стимулирует потребление еще большего количества жиров и сахарозы.

Эндоканнабиноиды — это вещества, родственные тем, которые содержатся в марихуане и из-за которых ее употребляют. Разница в том, что эндоканнабиноиды вырабатывает человеческий организм для регуляции жизненно важных функций в составе эндоканнабиноидной системы. Эти химические соединения влияют на функции нейромедиаторов — веществ, которые передают нервные импульсы, регулируют потребление пищи, энергетический баланс и участвуют в системе вознаграждения.

Ученые провели эксперимент на мышах, которых в течение 60 дней держали на диете, богатой жирами и сахарозой. Весь период жирной диеты содержание эндоканнабиноидов в кишечнике мышей все время увеличивалось по сравнению с контрольной группой, которой давали обычный корм. Кроме того, по мере увеличения содержания эндоканнабиноидов животные на жирной диете ели все чаще и больше, чем их сородичи из контрольной группы, и, соответственно, набирали вес.

Ученые решили проверить, действительно ли эндоканнабиноидная система играет роль в переедании, и ввели мышам вещество-антагонист эндоканнабиноидов — AM6545, которое нивелировало их эффект, разорвав положительную обратную связь «жирная еда — каннабиноиды — жирная еда». В результате мыши перестали переедать. Это значит, что именно внутренние каннабиноиды вызывали неестественный аппетит, не связанный с голодом.

По словам ученых, важно, что им удалось показать, что антагонист подавляет активность эндоканнабиноидной системы в периферических органах и таким образом уменьшает тягу к перееданию. При этом он не влияет на деятельность центральной нервной системы. Как говорят ученые, предыдущие попытки химически пресечь у человека тягу к еде на сытый желудок упирались в побочные эффекты: вещества затрагивали ЦНС и приводили к депрессии и самоубийствам.

Дальнейшие исследования должны проверить роль эндоканнабиноидной системы в ожирении у людей. По словам ученых, результаты других исследований уже показали, что у людей, страдающих ожирением, уровень эндоканнабиноидов в среднем выше.

Исследование описано в журнале Physiology & Behavior.

Ожирение, конечно, имеет целый комплекс причин. О других причинах этой болезни читайте на «Чердаке».