Экзопланета Глизе 436b вновь удивила ученых

Международная команда астрономов установила, что орбита экзопланеты Глизе 436b почти перпендикулярна экваториальной плоскости звезды. Полученные результаты свидетельствуют, что планета перешла на эту орбиту недавно.

Экзопланета Глизе 436b, открытая в 2004 году, — одна из наиболее изученных. Она вращается вокруг красного карлика Глизе 436, находящегося на расстоянии 33 световых года от Солнца (название звезды означает, что она включена в Каталог ближайших звезд Глизе, а число — ее порядковый номер в каталоге), сравнима по массе с Нептуном (в 22,2 раза тяжелее Земли), имеет период обращения в 2,64 дня, состоит преимущественно из «горячего льда», имеет атмосферу из гелия и сдуваемый излучением звезды хвост, как у кометы. (Кроме того, известно, что в системе есть по крайней мере еще одна планета — суперземля Глизе 436c.)

Исследователи из Обсерватории Женевского университета (UNIGE) вместе с коллегами из Франции и США установили, что наклонение орбиты Глизе 436b составляет примерно 80°, то есть планета пролетает почти над полюсами звезды.

Эта странность дополняет другую загадку, над которой астрономы бьются в течение 10 лет: у орбиты Глизе 436b слишком большой эксцентриситет — планета вращается не по окружности, а по вытянутому эллипсу, периодически приближаясь и отдаляясь от звезды.

Обе особенности орбиты противоречат представлению, согласно которому из-за сильных приливных сил в подобных системах движение планет должно быстро стать упорядоченным. Орбиты будут становиться круглыми, а их плоскости — совпадать с экваториальной плоскостью звезды.

Авторы исследования предполагают, что такую необычную форму орбиты можно объяснить только тем, что планета перешла на нее недавно (в астрономическом масштабе времени — не раньше чем 1 млрд лет назад) с другой орбиты, более удаленной от звезды. Расчеты показывают, что это не могло произойти ни в результате возмущений, вызванных Глизе 436с, ни вследствие планет-планетного отскока.

Наиболее вероятным механизмом изменения орбиты является так называемая миграция Козаи — долговременное гравитационное взаимодействие с пока не открытой более тяжелой и удаленной планетой. Следующей целью ученых станет определение возможных параметров движения этой неизвестной планеты.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Подробнее об экзопланетах можно узнать в материале «Чердака».