Экстракт конопли может защитить от старческого маразма

Регулярный прием небольших доз тетрагидроканнабинола — основного психоактивного ингредиента марихуаны — защитил мышей от возрастного ухудшения памяти и способности к обучению. Такие результаты получила группа медиков из Германии и Израиля.

Тетрагидроканнабинол (ТГК), основное действующее вещество конопли, взаимодействует с так называемыми каннабиноидными рецепторами центральной нервной системы. Предыдущие исследования показали, что по мере старения организма активность собственной эндоканнабиноидной системы в мозгу снижается. Андреас Циммер из Боннского университета и его коллеги решили проверить, какую роль это может играть в ухудшении когнитивных способностей, к которому обычно приводит старение.

Для этого ученые в течение месяца давали небольшую дозу ТГК молодым, взрослым и пожилым мышам (у мышей это два, 12 и 18 месяцев соответственно). Дав животным «передохнуть» пять дней, исследователи проводили стандартные для подобных экспериментов тесты с пространственной ориентацией в небольшом бассейне с водой, нахождением незнакомых объектов, запоминанием сородичей. Результаты сравнивались с результатами контрольной группы, получавшей только физраствор.

Оказалось, что тетрагидроканнабинол существенно улучшал результаты у «взрослых» и «стариков» и, наоборот, ухудшал у «молодежи». Кроме того, по состоянию гиппокампа, который, в частности, отвечает за память, в том числе пространственную, старые мыши, которые получали ТГК, походили на молодых животных.

В аннотации к исследованию журнал подчеркивает, что распространять эти выводы на другие виды животных, в том числе и на людей, пока слишком рано. Для начала исследователям предстоит, продолжив работу с мышами, выяснить, как долго сохраняются положительные эффекты ТГК, а также детально разобраться в механизме его действия. Затем можно будет перейти к другим модельным организмам, у которых наблюдается возрастное ухудшение когнитивных функций, например к шимпанзе.

Вместе с тем в заключении статьи авторы пишут, что «регулярное лечение низкими дозами ТГК или экстракта конопли может быть потенциальной стратегией замедления или даже компенсации старческого когнитивного упадка».

Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.

Кроме того, ранее группа ученых из Великобритании и США выяснила, что тетрагидроканнабинол при постоянном употреблении угнетает дофаминовую систему человека.

Пользу вина для мозга доказали на молекулярном уровне

Группа ученых из Испании, США и Великобритании выяснила, что красное вино положительно влияет на центральную нервную систему человека благодаря микрофлоре кишечника.

Известно, что частое или обильное употребление алкогольных напитков наносит вред организму человека, особенно печени и мозгу. В то же время исследования указывают на то, что умеренное и регулярное употребление красного вина (250 мл в день) снижает риск развития нейродегенеративных заболеваний — болезни Альцгеймера и Паркинсона.

В основе развития болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона лежат оксидативный и нитрозативный стрессы. Это значит, что активные формы кислорода и азота повреждают различные структуры нервной клетки, что приводит к нарушению ее работы и гибели. Защитный эффект вина обусловлен тем, что его компоненты, проходя через кишечник, перерабатываются местной микрофлорой. В частности, флаван-3-олы красного вина под действием микроорганизмов превращаются в различные производные пропионовой, фенилуксусной и бензойной кислот. Эти метаболиты обладают важным свойством — они способны проникать сквозь гемато-энцефалический барьер человека — клеточный и молекулярный фильтр, защищающий нейроны от воздействия вредных веществ, которые могут содержаться в крови. «Микробные» метаболиты проходят барьер без проблем и оказывают прямое действие на мозг человека.

Для исследования положительного влияния производных пропионовой, фенилуксусной и бензойной кислот на нервную систему был использован следующий метод. Ученые выращивали культуры клеток из линии человеческой нейробластомы, затем, в течение 24 часов, культуры клеток содержались в растворах «кишечных» метаболитов различной концентрации. Затем клеточные культуры отмывались от этих растворов и на срок от 0 до 15 часов подвергались воздействию 3-морфолиносиднонимина (SIN-1). SIN-1 является веществом, которое используется для моделирования воспалительной реакции клетки с оксидативным и нитрозативным стрессом. На молекулярном уровне это выражается в нарушении структуры ДНК, липидов и белков клетки вплоть до их полного разрушения. Контрольные культуры выращивались без добавления реактивов.

Из всех «кишечных» метаболитов 3,4-дигидроксифенилуксусная кислота продемонстрировала способность защищать клетки от гибели как в низкой, так и в высокой концентрации. Производные пропионовой и фенилуксусной кислот в низких концентрациях уменьшили интенсивность вредного для клетки фосфорилирования, вызванного воздействием SIN-1. [ ... ]

Донорский костный мозг предложили «отселить» в искусственную кость

Биоинженеры из США и Южной Кореи создали искусственную костную ткань, с помощью которой они надеются в будущем пересаживать пациентам донорский костный мозг, не убивая предварительно их собственный.

Сейчас при пересадке костного мозга сначала приходится разрушать уже имеющиеся его клетки радиацией или лекарствами, чтобы освободить место для новых клеток и подавить иммунную систему, чтобы та не атаковала пересаженный донорский костный мозг. Помимо побочных эффектов от таких процедур, пациент на некоторое время остается почти без защиты от инфекций: пересаженные донорские стволовые клетки адаптируются не сразу и в крови оказывается недостаточно лейкоцитов.

Чтобы решить эту проблему, группа Шини Варгезе из Калифорнийского университета в Сан-Диего разработала имплантат на основе пористой гидрогелевой матрицы, по строению имитирующий настоящую кость, который и «засевают» клетками костного мозга. Так донорские и «родные» клетки могут сосуществовать без вреда для организма.

Как отмечают ученые, у мышей, которым под кожу вживляли «искусственную кость», она приживалась и обрастала кровеносными сосудами, как настоящая, а донорский костный мозг успешно производил клетки крови, которые исследователи находили в кровеносной системе животных. С таким имплантатом мыши смогли прожить по крайней мере шесть месяцев.

«Мы создали „дополнительную“ кость, в которой можно отдельно держать донорские клетки. Таким образом мы можем сохранить клетки организма-хозяина и отказаться от радиации. В будущем наша работа может стать основой для усовершенствованных методов лечения болезней костного мозга», — сказала Варгезе, чьи слова приводит пресс-служба университета. [ ... ]

Ученые опознали динозавра по имени Крошка Луи

Международная группа палеонтологов исследовала окаменевший эмбрион динозавра, известный как Крошка Луи, и выяснила, что динозавр относится к новому виду, который мог быть распространен около 100 миллионов лет назад.

Крошку Луи в 1993 году нашел обычный фермер в китайской провинции Хэнань. Свое имя эмбрион длиной около 40 сантиметров получил по имени фотографа Луи Психойоса, который первым снял окаменелость для обложки журнала National Geographic. Достаточно хорошо сохранившийся скелет быстро попал на черный рынок и осел в частных коллекциях, пока в 2001 году его не выкупил Детский музей в американском Индианаполисе. В 2013 году Крошку Луи вернули в Китай, где он выставляется в музее «родной» провинции.

Ученые обычно крайне неохотно занимаются исследованиями ископаемых останков и артефактов, в отношении которых есть даже подозрения, что они могли быть вывезены из своей страны нелегально — это считается неэтичным. Поэтому Дарла Зеленицки, палеонтолог из канадского университета Калгари, и ее коллеги, изучавшие Крошку Луи, только спустя более чем 20 лет после обнаружения останков смогли достаточно детально их проанализировать и опубликовать результаты такого анализа.

Крошка Луи оказался первым представителем нового вида, который ученые назвали Beibeilong sinensis, «китайский крошка-дракон». Этот вид, как и предполагалось ранее, относится к группе овирапторозавров — птицеподобных динозавров, живших на территории нынешних Северной и Южной Америк, Европы и Азии около 80—100 миллионов лет назад. [ ... ]