Экологи частично оправдали людей за истребление морских коров

В новой работе ученые показали, что вымирание целого вида, случившееся в восемнадцатом веке, возможно, вызвано не охотой и прямым уничтожением, а нарушением связей в экосистеме.
Исследование, проведенное российскими и американскими учеными, опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

На момент открытия европейцами морских (стеллеровых) коров Hydrodamalis gigas в 1741 году их численность в районе Командорских островов была немалой. Считается, что вымирание последних представителей вида связано с их многочисленными убийствами ради вкусного мяса.

Однако в своей работе исследователи показали, что животные исчезли в первую очередь из-за непрямого экологического воздействия. Исчезновения популяции каланов (вызванной, тем не менее, пушным промыслом и массовым истреблением) привело к тому, что мелкие травоядные, которыми они питались, начали неконтролируемо размножаться. Это привело к резкому сокращению площади водорослей. Поскольку морские коровы были строго травоядными, питавшимися в значительной степени именно водорослями, это не могло не повлиять на их рацион. Таким образом, морские коровы могли исчезнуть даже в том случае, если бы ни одна особь не была убита человеком.

Принято считать, что антропогенное влияние на экосистему вызвано чрезмерной эксплуатацией ресурсов или изменением среды обитания животных и растений. Ученые показали третий путь, связанный с потерей трофических (пищевых) взаимодействий системы через ключевой вид. По их словам, этот пример показывает, что исчезновение некоторых видов может повлечь за собой цепную реакцию вымирания множества других видов.

Подтверждение этой гипотезы также может пролить свет на исчезновение множества популяций, произошедшее в конце плейстоцена — периода, для которого характерно большое разнообразие видов. Ранее этот процесс связывали только с двумя причинами: быстрым изменением климата и распространением первобытных охотников на новые территории.