Текст уведомления здесь
Madonna. Vogue.Madonna / Youtube

Эхо «музыкального бума» 1960—1990-х годов оставило след в коллективной памяти миллениалов

Музыка этого периода пропадает из коллективной памяти не так, как более современная или более старая

Психологи из Нью-Йоркского университета выяснили, что люди из поколения миллениалов узнают музыкальные произведения периода 1960—1990 годов лучше, чем, казалось бы, должны. То, как падает узнаваемость треков из этих времен, сильно отличается от периодов до и после него и не убывает линейно, а образует «плато».
Добавить в закладки
Комментарии

Исследованиям коллективной памяти в психологии уделяется не так много внимания, как исследованиям памяти индивидуальной. В 2014 и 2016 годах было проведено два исследования того, как устроена коллективная память о политических лидерах США и Китая соответственно. Удалось показать вполне ожидаемый эффект, что чем дальше по времени было правление того или иного лидера, тем меньше его помнили люди.

В новом исследовании американские ученые решили разобраться с тем, устроено ли это также относительно культурных событий и героев, и начали с популярной музыки. Им также предстояло ответить на вопрос, существует ли в этой сфере культурно-исторический горизонт, то есть момент в прошлом, с которого уже никто не помнит тогдашние события.

Методика исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE, была довольно простой. Ученые взяли за основу список песен, возглавлявших еженедельный чарт журнала Billboard с 1940 по 2015 год, случайным образом отобрали по две песни из каждого года — в итоге получился перечень из 152 песен. Участниками исследования стали молодые жители Нью-Йорка, по большей части в возрасте 18—25 лет (авторы работы относят их в поколению миллениалов), всего 643 человека. Всем им дали послушать в случайном порядке все 152 песни и попросили ответить на вопрос, узнают ли они каждую из композиций.  

Далее ученые сопоставили данные по узнаваемости каждой из композиций участниками и году, к которому она относится. Оказалось, в их данных можно выделить три временные фазы. Для песен с 1990-го по 2015-й существует линейная зависимость от давности ее пребывания в хит-параде: чем она «моложе», тем лучше эту песню вспоминают участники. На песнях 60—90-х эта закономерность обрывается, возникает «плато распознавания», а что касается еще более старых хитов, то там действовала примерно та же логика, что и для новых песен: чем больше им лет, тем хуже их узнавали.

Каждая точка отражает долю участников, узнавших тот или иной трек. Розовые точки — трек из третьей фазы (1990—2015), синие из второй (1960—1990), черные из первой (1940—1960). Красная линия — среднее значение узнаваемости треков для пятилетнего периодаStephen Spivack et al. / PLOS ONE
Рассчитав среднюю узнаваемость для песен из каждой из трех фаз, ученые пришли к выводу, что она снижается в зависимости от отдаленности по времени  (0,72, 0,37 и 0,19). Тем не менее внутри второй фазы линейного убывания узнаваемости треков год от года не было, и есть песни как с очень высоким уровнем узнаваемости, так и с очень низким — вне зависимости от момента их релиза. Ученые рассчитали средний «разброс» для всех фаз и выяснили, что для второй фазы он значительно выше, чем для остальных.
Слева: падение средней узнаваемости для каждой из трех фаз. Справа: степень «разброса» узнаваемости для каждой фазыStephen Spivack et al. / PLOS ONE

Чтобы уточнить природу этого феномена, ученые взглянули на то, как долго удерживались песни на верхушке чартов в прошедшие годы.

Выяснилось, что и по этому параметру прошедшие 76 лет можно разделить на те же самые три фазы, и вторая снова выделяется на фоне других — популярный трек в эти годы держал пальму первенства в среднем около недели, в то время как в первой и третьей фазах этот период был больше и в среднем длился чуть больше месяца. 

Соответственно, средние значения «разнообразности» чартов для периода 40—50-х годов и 1990—2015 годов были 6,14 и 6,73, в то время как в период 60—90-х он достигает 11,32.

Степень разнообразия чартов Billbord с 40-х годов ХХ века по 2015-йStephen Spivack et al. / PLOS ONE

Исследователи не углубляются в интерпретацию этих данных, оговаривая лишь, что наличие ярко выраженных пиков примерно на каждое десятилетие позволяет думать о существовании циклов музыкальных «бумов и спадов», дающих каждому десятилетию свое «уникальное звучание», которое через какое-то время «заезживается».

Примечательно, однако, что степень узнаваемости треков из эпохи The Beatles, Pink Floyd, Майкла Джексона и других исполнителей не особенно коррелирует с числом их прослушиваний на популярном ресурсе Spotify, поэтому назвать их «современниками» миллениалов нельзя.

Узнаваемость треков по отношению к числу прослушиваний на SpotifyStephen Spivack et al. / PLOS ONE

С опорой на эти данные исследователи предположили, что память на музыкальные хиты и, возможно, на другие культурные события  отличается от коллективной памяти исторических событий (например, памяти о политических лидерах страны, где закономерность четкая).

Полученные данные ставят также под сомнение теорию культурно-исторического горизонта. Эта теория предполагает, что с течением времени песни, фильмы и другие культурные события постепенно забываются и в какой-то момент уходят из коллективной памяти совсем, за горизонт. Однако в данном исследовании были и участники, которые отлично помнили песни 40-х годов, пишут авторы. Впрочем, если бы удалось пойти еще дальше во времени, может быть, горизонт все же нашелся бы.

Наиболее убедительной авторам кажется интерпретация, объявляющая исключительным для популярной музыки период с 60-х по 90-е годы. Иначе говоря, они считают, что именно в этот период было написано максимальное количество хитов, поскольку конкуренция на рынке была наиболее высокой. Но и допускают, что их данные просто оказались недостаточны, чтобы «погасить» популярность некоторых треков из этой эпохи, попавших в выборку.

Впрочем, могут быть и другие версии. Как минимум нужны дополнительные исследования на других возрастных группах: вдруг двадцатилетние так хорошо знают музыку второй половины прошлого века только потому, что она была любимой музыкой их родителей. В таком случае это плато будет смещаться в ту или иную сторону в зависимости от возраста испытуемых.  

Не так давно другие исследователи тоже обращались к чартам Billboard за последние 60 лет. Тогда им удалось установить, что популярная музыка со временем стала грустнее и злее.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы