Медики оценили вероятность передачи Эбола воздушно-капельным путем

Сегодня ряд русскоязычных СМИ написал, что ученые якобы предсказали скорую мутацию возбудителя лихорадки Эбола: вирус мутирует так, что сможет передаваться воздушно-капельным путем подобно гриппу. Редакция "Чердака" нашла оригинальную научную статью — речь в ней идет не более чем о маловероятной гипотезе.
Все публикации в СМИ — это пересказы (а чаще — пересказы пересказов) статьи международной группы ученых в журнале mBio. Статья представляет собой не экспериментальное исследование, а обзор известной на сегодня информации о лихорадке Эбола. Публикация озаглавлена "Распространение лихорадки Эбола: что мы знаем и чего мы не знаем". Та ее часть, которая посвящена возможной передаче инфекции воздушно-капельным путем, содержит размышления ученых, а не твердо установленные факты. Про это однозначно сказано в тексте, который полон таких слов, как "возможно", "при определенных условиях", "нельзя исключать" и "если предположить, что..."

В своих рассуждениях исследователи отталкивались от принятой на сегодня классификации способов передачи болезни, причем многие из перечисленных ими аргументов уже фигурировали в сообщении, представленном еще в октябре прошлого года Центром исследования и предотвращения инфекционных болезней при университете Миннесоты. Ученые обратили внимание на то, что вирусы (пока что речь идет о вирусах вообще, а не конкретно об Эболе) могут передаваться либо с каплями, либо с аэрозолями, и это два принципиально разных пути.

В случае с капельным путем вирус сначала попадает в некоторую биологическую жидкость (например, слюну или мокроту), которая затем вылетает в виде капель и попадает на слизистую оболочку другого человека. В переводе с научно-медицинского на бытовой язык такая ситуация описывается словом "обчихали". Риски для стоящих поодаль невелики, поскольку капли слюны или мокроты достаточно массивны и быстро оседают.

А в случае с аэрозолями вирусы попадают в капли такого размера, который допускает длительное нахождение в подвешенном состоянии, то есть они долго парят в воздухе. В этом случае рискуют заразиться не только осматривающие чихающего пациента врачи, но и все, кто просто прошел мимо. Так распространяется грипп или ОРВИ.

Может ли лихорадка Эбола передаваться с каплями или аэрозолями? На сегодня общепринятым следует считать утверждение "нет, не может". Врачам неизвестны случаи передачи вируса воздушно-капельным путем — опасен только непосредственный контакт с какими-либо биологическими жидкостями. Рвота, кал и кровь несут серьезную угрозу, однако все эти субстанции обычно стараются изолировать от окружающих.

Авторы нового обзора сообщают, что Эбола обладает рядом свойств, которые могли бы допускать передачу лихорадки как минимум вместе с каплями. Аргументация ученых такова: вирус был выделен из слюны, болезнь в некоторых случаях сопровождается кашлем, и, кроме того, в лабораторных условиях была показана способность вируса заражать клетки дыхательных путей. Исследователи даже предполагают, что подобные случаи передачи лихорадки воздушно-капельным путем уже имели место, но остались незамеченными, ведь люди, взаимодействовавшие с больными безо всяких защитных средств, практически наверняка могли получить вирус и традиционным контактным способом. Доказать, что виной были капли слюны, а не попавшая на зараженного рвота с кровью, невозможно.

Возможность появления "суперэболы", которая бы распространялась подобно гриппу, характеризуется учеными как "невероятная, хотя и не невозможная". Но при этом авторы обзора считают вполне возможным возникновение штамма, который сможет передаваться при близком контакте и при таком развитии болезни, когда инфекция затронула дыхательные пути. В переводе на русский: риск станет существенным, если оказаться рядом с пациентом, у которого диагностирована лихорадка Эбола и который постоянно забрызгивает все вокруг слюной при кашле.